Молодой агроном рассказал о трудностях своей работы

Кто за главного?

Меньше месяца осталось до того момента, как выпускники вузов прибудут на место распределения. Кто-то уже переклеивает обои в служебном общежитии, а кто-то покупает строгие костюмы, чтобы было в чем на работу ходить. 24-летний Дмитрий Кулик, выпускник Гродненского государственного аграрного университета, распределение отработал еще весной. Но решил остаться в своем хозяйстве ОАО «Селевцы» Молодечненского района главным агрономом.



С 14 лет деньги у родителей не беру


Дмитрий родом из деревни Доры Воложинского района. Мама медсестра, отец водитель, в семье, кроме Димы, еще четыре сына. Как и все сельские дети, ребята с детства приучены к работе: вернувшись со школы, кормили живность, ворочали и складывали сено.

– Я и корову доить умею, только вы об этом не пишите, – смущается парень.

Еще в средней школе Дима вместе с младшим братом подрабатывал у местного фермера: полол сорняки, косил, собирал урожай. Конечно, полноценных каникул не было, но зато хорошо платили. Парень признается, что с 14 лет не берет у родителей деньги на карманные расходы:

– К учебному году собирал себя сам: и костюм на свои покупал, и сумку, и ручки с тетрадками.

Дмитрий окончил Дорскую среднюю школу. В 11-м классе, как он сам говорит, ему «что-то стрельнуло» – поступил в БГУ на факультет философии и социальных наук:

– Но философа из меня не вышло. Через полгода понял, что это не мое. Ушел и стал опять готовиться к ЦТ, чтобы поступить в Гродненский государственный аграрный университет. Прошел на бюджет, на агрономический факультет. Здесь я почувствовал себя на своем месте.

Вчерашний студент вспоминает, что в их группе городских и сельских было примерно поровну:

– Первые два года, пока шли общеобразовательные предметы, нам, деревенским, было тяжело: все-таки у городских ребят общий уровень подготовки повыше. Зато когда началась специализация, мы им показали! Ведь некоторые из них даже работающего комбайна в глаза не видели.

Боевое крещение Дмитрий прошел после четвертого курса: на практике его, толкового молодого парня, сразу назначили исполняющим обязанности главного агронома:

– Помню, за пять месяцев заработал приличную сумму. Хватило на горный велосипед, до сих пор на нем катаюсь.


Молодой возраст агроному не помеха, в хозяйстве Диму всегда воспринимали серьезно

Шорты и сланцы – не для работы


Утро у молодого агронома начинается в 06:13 – именно на это время установлен будильник. Если ожидается совещание в городе, он надевает костюм, если обычный день – джинсы и футболку:

– Приходить на работу в шортах и сланцах себе не позволяю, даже если на улице 30 градусов тепла.

По пути из родной деревни Доры парень забирает знакомых механизаторов, и в семь утра они уже на работе. Весь день у Дмитрия занят. Говоря научным языком, агроном контролирует использование технологий в растениеводстве: ездит по полям на служебной «Ниве», смотрит, что нужно удобрить или прополоть, а что скоро можно будет убирать:

– Я в кабинете не сижу, бумажки не перебираю.

Молодой специалист рассказывает, что в их хозяйстве у растениеводства три основых направления – зерно, рапс и сахарная свекла:

– Рапс – это наше желтое золото. Масло из него добавляют везде: в косметику и в мороженое. Рапс сравнительно неприхотлив, а вот сахарная свекла очень капризная. Ее губят сорняки: пять дней на поле не выехал, не увидел, что она заросла, – и урожай не спасешь, сколько химии ни лей. Кстати, сейчас свекла – полностью механизированная культура: ее и сеют, и пропалывают, и убирают комбайном. Так что ручные прополки, когда людей целыми деревнями выгоняли спасать от сорняков колхозные бураки, ушли в прошлое.

Выращивают в хозяйстве и кукурузу. Помню, нас в детстве всегда пугали агрономом: мол, если увидит, что сорвал пару початков, надерет уши.

– Я детей никогда не гоняю, – улыбается Дмитрий. – Для большого хозяйства пару початков – это капля в море.


Дмитрий проверяет готовность техники к уборке

Какой бильярд? Мне бы голову оторвать от подушки


Во время нашего разговора к агроному подходит один из механизаторов и начинает рассказывать о проблеме, обращаясь по отчеству – Валерыч. Дмитрия такое панибратство не обижает:

– Конечно, мне больше нравится, когда называют по имени-отчеству, но я никого не поправляю и не одергиваю. Главное, чтобы человек хорошо выполнял свою работу, а как он меня называет – дело десятое.

Молодой возраст агроному не помеха, другие труженики хозяйства всегда воспринимали его серьезно. Только один раз случилась неприятная ситуация: Дмитрий десять дней исполнял обязанности директора, и ему пришлось лишить премии работника, который не соблюдал трудовую дисциплину. Нарушитель прилетел в кабинет и долго возмущался: где это видано, что его лишает премии парень, который годится в сыновья?!

Несмотря на то что до ближайшего крупного города 40 минут на машине, Дмитрий не чувствует себя оторванным от цивилизации. В Дорах работают два магазина, где есть все необходимое. А на выходных всегда можно съездить в Молодечно – за одеждой или вкусностями.

– Неужели никогда не хотелось вечером после работы сходить в кино или на бильярд?

– Какой бильярд? На это силы нужны. А я порой утром голову не могу оторвать от подушки.

Раньше молодой специалист захаживал в местный ДК, пока не вышло распоряжение, что сельские клубы могут работать только до 22:00.

– Представьте: в семь заканчиваю работать. Мне еще нужно приехать домой, привести себя в порядок, поужинать. Пока все это сделаешь – уже почти девять и идти на танцы смысла нет. Так что теперь молодежь по вечерам сидит в планшетах. Ну и кому лучше сделали?

Дмитрий признается, что бросать работу в хозяйстве не планирует. Но мы по секрету узнали, что в своем районе парень состоит в резерве кадров, претендующих на руководящие должности. Так что, возможно, однажды ему придется уйти, но только на повышение.

Фото Юлии ШАБЛОВСКОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter