Почему некоторые IТ-проекты не имеют шанса на успех?
30.10.2018 07:02:49
Вероника МАЛЫЩИЦ
Перечислить компании, которые не прибегли к услугам разработки ИТ-проектов, сегодня легче, чем те, которые ими воспользовались. Потому что их меньше. Предприятия и производства без каких-либо инноваций напоминают стремянку без ступеней — вроде бы путь вверх простой, а добраться в точку А не могут. И не все до конца осознают потребность автоматизации и оценивают ее значимость. Грубо говоря, если вовремя не улучшишь бизнес, то это быстро сделают конкуренты и получат преимущество на рынке. Но стрелочка поворачивается в обе стороны — хорошо, если результат принесет, к примеру, удвоение прибыли. А если «сожрет» выделенный на ИТ-проект бюджет? Речь идет не об одной тысяче рублей. На кону – миллионы. Конечно же, если компания крупная. Прощай, успех, привет, упадок. Резиденты Парка высоких технологий и ученые НАН отмечают в отношениях «заказчик — разработчик» проблемы в особенностях управления ИТ-проектами, напоминающие семейную неразбериху: кому посуду помыть, а кому вкрутить лампочку.
По сути, все перечисленные виновники провалов определяются предприятиями-заказчиками и ИТ-специалистами еще в зародыше проекта. Заместитель генерального директора ЗАО «Топ Софт» Денис Игнатенко утверждает, что успешность и реализация проекта зависят в первую очередь от четко и правильно поставленной цели, и рассказывает частный пример: «Недавно для крупной компании мы производили автоматизацию, которая позволила в режиме реального времени видеть категории произведенных товаров и их количество во всех филиалах. Это предоставило возможность точно определять налоговые выплаты, не переплачивать и не вымывать оборотку. В этом и кроется экономический эффект, причем весьма приличный».
ИТ-проект — не готовый продукт в красивой упаковке на магазинной полке. Это продукт, благополучный результат которого зависит не только от работы
исполнителя, но и от заказчика ИТ-проекта. Обе стороны должны представлять некий единый живой организм, имеющий определенные обязанности. Для заказчика — выбрать компетентных людей, которые будут курировать проект, готовиться к изменениям организационных структур, нести ответственность за немалый бюджет. Как правило, грамотный ИТ-консалтинг предлагает предприятию поставить реальные цели: к примеру, разработка приложения, устранение сбоев в работе операционных систем или внедрение системы автоматизированного обслуживания. Главное, чтобы инновации в результате принесли пользу и оправдали финансовые ресурсы.
По данным того же отчета The Standish Group, компаниям, заплатившим за результаты проекта, удалось получить высокую и среднюю выгоду от 73 процентов успешных ИТ-проектов. В то же время в 15 процентах проектов, признанных успешными, выгоды были почти нулевыми для их заказчиков. В этом случае проблемы могут скрываться не в некорректной постановке целей, а в непредсказуемости итогов: или проект на время завершения уже устарел, или вовсе оказался ненужным.
Поэтому сейчас многие руководители тщательно выбирают методологию управления ИТ-проектами или их симбиоз, прежде чем перейти к следующим фазам их реализации. Вместе с этим набирают квалифицированную команду разработчиков исходя из сложности проекта, снижают риск превышения сроков, используют методы сетевого графика и, самое главное, выстраивают эффективное общение с заказчиком.
malyshychyts@sb.by
ИТ-проект — не готовый продукт в красивой упаковке на магазинной полке.
В отчете международной консалтинговой фирмы The Standish Group в 2014 году указано, что из 8380 проектов по разработке и внедрению программных продуктов в малые, средние и крупные компании добились успеха лишь 16,2 процента. В категорию «спорные проекты», не все первоначальные функции которых были реализованы, попало без малого 52,7 процента, а в провальные проекты, то есть отмененные, — 31,1 процента. В числе первых причин неудач — неясно поставленные цели, несоответствующее реальности планирование, технические сложности и недостающие навыки команды разработчиков.По сути, все перечисленные виновники провалов определяются предприятиями-заказчиками и ИТ-специалистами еще в зародыше проекта. Заместитель генерального директора ЗАО «Топ Софт» Денис Игнатенко утверждает, что успешность и реализация проекта зависят в первую очередь от четко и правильно поставленной цели, и рассказывает частный пример: «Недавно для крупной компании мы производили автоматизацию, которая позволила в режиме реального времени видеть категории произведенных товаров и их количество во всех филиалах. Это предоставило возможность точно определять налоговые выплаты, не переплачивать и не вымывать оборотку. В этом и кроется экономический эффект, причем весьма приличный».
ИТ-проект — не готовый продукт в красивой упаковке на магазинной полке. Это продукт, благополучный результат которого зависит не только от работы
По данным того же отчета The Standish Group, компаниям, заплатившим за результаты проекта, удалось получить высокую и среднюю выгоду от 73 процентов успешных ИТ-проектов. В то же время в 15 процентах проектов, признанных успешными, выгоды были почти нулевыми для их заказчиков. В этом случае проблемы могут скрываться не в некорректной постановке целей, а в непредсказуемости итогов: или проект на время завершения уже устарел, или вовсе оказался ненужным.
Поэтому сейчас многие руководители тщательно выбирают методологию управления ИТ-проектами или их симбиоз, прежде чем перейти к следующим фазам их реализации. Вместе с этим набирают квалифицированную команду разработчиков исходя из сложности проекта, снижают риск превышения сроков, используют методы сетевого графика и, самое главное, выстраивают эффективное общение с заказчиком.
malyshychyts@sb.by