ИТ-проект — не готовый продукт в красивой упаковке на магазинной полке.
В отчете международной консалтинговой фирмы The Standish Group в 2014 году указано, что из 8380 проектов по разработке и внедрению программных продуктов в малые, средние и крупные компании добились успеха лишь 16,2 процента. В категорию «спорные проекты», не все первоначальные функции которых были реализованы, попало без малого 52,7 процента, а в провальные проекты, то есть отмененные, — 31,1 процента. В числе первых причин неудач — неясно поставленные цели, несоответствующее реальности планирование, технические сложности и недостающие навыки команды разработчиков.По сути, все перечисленные виновники провалов определяются предприятиями-заказчиками и ИТ-специалистами еще в зародыше проекта. Заместитель генерального директора ЗАО «Топ Софт» Денис Игнатенко утверждает, что успешность и реализация проекта зависят в первую очередь от четко и правильно поставленной цели, и рассказывает частный пример: «Недавно для крупной компании мы производили автоматизацию, которая позволила в режиме реального времени видеть категории произведенных товаров и их количество во всех филиалах. Это предоставило возможность точно определять налоговые выплаты, не переплачивать и не вымывать оборотку. В этом и кроется экономический эффект, причем весьма приличный».
ИТ-проект — не готовый продукт в красивой упаковке на магазинной полке. Это продукт, благополучный результат которого зависит не только от работы исполнителя, но и от заказчика ИТ-проекта. Обе стороны должны представлять некий единый живой организм, имеющий определенные обязанности. Для заказчика — выбрать компетентных людей, которые будут курировать проект, готовиться к изменениям организационных структур, нести ответственность за немалый бюджет. Как правило, грамотный ИТ-консалтинг предлагает предприятию поставить реальные цели: к примеру, разработка приложения, устранение сбоев в работе операционных систем или внедрение системы автоматизированного обслуживания. Главное, чтобы инновации в результате принесли пользу и оправдали финансовые ресурсы.
По данным того же отчета The Standish Group, компаниям, заплатившим за результаты проекта, удалось получить высокую и среднюю выгоду от 73 процентов успешных ИТ-проектов. В то же время в 15 процентах проектов, признанных успешными, выгоды были почти нулевыми для их заказчиков. В этом случае проблемы могут скрываться не в некорректной постановке целей, а в непредсказуемости итогов: или проект на время завершения уже устарел, или вовсе оказался ненужным.
Поэтому сейчас многие руководители тщательно выбирают методологию управления ИТ-проектами или их симбиоз, прежде чем перейти к следующим фазам их реализации. Вместе с этим набирают квалифицированную команду разработчиков исходя из сложности проекта, снижают риск превышения сроков, используют методы сетевого графика и, самое главное, выстраивают эффективное общение с заказчиком.
malyshychyts@sb.by