Кто вызывал такси на Чижовку?

К чемпионату мира по хоккею таксисты заговорят на английском и будут заморожены тарифы

К чемпионату мира по хоккею таксисты заговорят на английском и будут заморожены тарифы

В Минске насчитывается порядка восьми тысяч такси, однако уровень автообслуживания пока далек от идеального. В то же время именно таксисты первыми встречают прибывших в столицу иностранцев. Как изменится качество услуг такси к чемпионату мира по хоккею, узнавала корреспондент «НГ».

Естественный отбор

Прозвучало конкретное поручение Мингорисполкома: навести порядок перед чемпионатом мира по хоккею на рынке перевозок. Контроль за таксистами усилит не только ГАИ, но и транспортная, налоговая инспекции и даже Центр гигиены и эпидемиологии. Планируется проверять каждую мелочь вплоть до состояния салона автомобиля. Среди пожеланий городских властей единая форма одежды таксистов, хотя пока нет ее точного образца, и знание иностранных языков. В связи с этим службы такси разрабатывают конкретные программы. Например, планируется, что диспетчеры, принимая звонок от иностранца, будут специально подбирать для него таксиста, который владеет английским языком. Соответственно, “естественного отбора” водителей и работников call-центров не избежать, что должно в целом повлиять на уровень качества услуг. Пристальное внимание будет уделяться и тарифам. Цену, установленную в марте, заморозят на пару месяцев. Мингорисполком, госучреждение “Столичный транспорт и связь” и диспетчеры такси подписали соответствующий меморандум. Но поможет ли это решить все проблемы?

Тарифная вилка

В марте тарифы в службах такси снова вырастут: ожидается, что минимальная цена за один километр в Минске повысится на 500 рублей и достигнет 4900 рублей. Сами таксисты заявляют, что стоимость проезда должна составлять примерно восемь-девять тысяч рублей.

Владимир Голубь работает в столичной службе такси уже около 15 лет. Сейчас он обслуживает клиентов с 20.00 до двух ночи. “Расходы сегодня большие, — рассказывает Владимир. — Сорок процентов заработка идет на топливо, до трех миллионов — на налоги и плату диспетчерам, обслуживание и ремонт автомобиля, страховку”.

По словам таксиста, его ежедневная выручка в будние дни колеблется в среднем от 300 до 500 тысяч рублей. В выходные, особенно в пиковые часы, заработок может быть выше. “В советские времена один километр на такси был привязан к стоимости литра самого дешевого бензина. Помню, как в Гомеле, где я раньше работал, километр обходился примерно в 20 копеек, бензин стоил примерно 25 копеек, — вспоминает таксист. — Цена литра бензина в настоящий момент приближается к доллару. Соответственно, тариф должен быть на уровне восьми-девяти тысяч”.

Конечно, это чревато спадом спроса. Но, как утверждают таксисты, если он и уменьшится, то максимум на 10—15 процентов. В свою очередь, отмечают специалисты, вырастут цены — увеличится качество обслуживания. Кстати, каждый минчанин, чей ежемесячный доход превышает 600—700 долларов, в среднем вызывает такси десять раз в месяц.

Маршрут по заказу

— Нижняя планка оплаты услуг за проезд на такси давно не повышалась, — говорит директор ГУ “Столичный транспорт и связь” Валерий Шкуратов. — Учитывая стоимость топлива, амортизацию, сложившийся минимальный тариф несколько необъективен и может привести к убыточности перевозчиков. Для того чтобы тариф был адекватным, диспетчерским службам дано поручение сделать соответствующие расчеты.

Сегодня в Минске насчитывается более восьми тысяч такси, а это, по мнению специалистов, слишком много. Более того, конкуренция между ними заключается в основном в разнице цен на услуги, вследствие чего страдает уровень сервиса. Минимальный тариф был установлен с 25 января — он достиг 4400 рублей. Однако если проанализировать цены, то оказывается, что в службе “184” один километр обойдется в шесть тысяч рублей, в “161” — пять тысяч рублей. Но одно дело, когда службы устанавливают высокие тарифы легально и потребитель знает об этом, а другое, когда таксисты не включают таксометр.

— И это далеко не единственная проблема. Сегодня стать таксистом очень просто, а это неправильно. Должны быть специальные, более жесткие, на мой взгляд, требования при устройстве на такую работу, — считает Наталья Домашевич, профорганизатор первичной профсоюзной организации такси “Садружнасць”. — Водитель должен хотя бы уметь связать пару слов на английском в беседе с иностранцем. Еще одна не менее важная проблема — устаревшие автопарки.

Ловись рыбка большая и маленькая

Самыми “рыбными” местами для таксистов на протяжении многих лет оставались вокзалы и аэропорты. Подобная ситуация актуальна и для современной Беларуси, особенно в преддверии чемпионата мира по хоккею. Что касается так называемых “барыг”, оккупировавших оживленные стоянки, то если не позвонить в официальную службу такси и воспользоваться их услугами, плата резко вырастет на пару десятков тысяч рублей. Для таких “профи” главная “нажива” — иностранцы.

Для того чтобы “нелегалов” стало меньше, транспортная инспекция Минтранса регулярно проводит контрольно-профилактические мероприятия в отношении таксистов. В декабре прошлого года прошла проверка работы 272 транспортных средств, в результате которой выявлены 93 нарушения законодательства. К административной ответственности привлечены 18 человек, в отношении “нелегалов” составлено девять актов. Причем самыми распространенными нарушениями стали отсутствие у водителя необходимых документов, нарушение требований внешнего и внутреннего оформления транспортных средств. В девяти случаях водители работали на линии с выключенным таксометром или вовсе без него.  Штрафы, аннулирование лицензий и даже конфискация автомобилей — вот чем может обернуться нелегальный извоз. Общая сумма штрафов за прошлый год составила 211 миллионов рублей, по решению суда конфисковано пять автомобилей на сумму 156 миллионов рублей.

— Вероятность сесть ночью в машину “бомбилы” гораздо выше, в это время почти нет проверок, — рассказывает таксист Владимир. —  Днем и утром работают в большинстве случаев “легалы”, а ночью — едва ли не только “серые” автомобили. Обслуживание, нетрудно догадаться, соответствующее. Но раз к чемпионату мира по хоккею усилят рейды, то ситуация должна измениться. 

В целом в Беларуси многое делается для улучшения сервиса такси. В связи с проведением чемпионата мира по хоккею болевым точкам уделяется еще больше внимания. Транспортной инспекцией Минтранса утвержден план по организации контроля в сфере перевозок пассажиров, будут эффективнее контролироваться уровень обслуживания и диспетчерские службы. А это значит, что к маю хотя бы частично салоны автомобилей “в шашечку” станут опрятнее, на минских улицах появится больше приветливых англоговорящих водителей, а число “бомбил”, наоборот, сократится. Но это должна быть не разовая акция, а постоянная работа, эффект от которой должны ощущать на себе пассажиры.

 А как у них?

Чтобы стать таксистом в Лондоне, нужно пройти трехлетний курс обучения и сдать экзамены на знание особенностей всех 25 тысяч улиц. Поэтому таксист в столице Туманного Альбиона всегда знает, куда ехать, без GPS-навигатора. Но при этом лондонское такси считается самым дорогим в мире: средняя поездка по центру города обходится примерно в 42 доллара, в аэропорт — 150 долларов.

В Сингапуре, известном “драконовскими” требованиями к владельцам личных авто, такси доступно. Средняя поездка по городу редко обходится дороже 10—12 долларов, а до аэропорта можно доехать за 18 долларов. Так как собственную машину в Сингапуре себе могут позволить лишь очень богатые люди, то в городе практически нет пробок, а значит, там такси пользуется популярностью, особенно у туристов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter