Сделать из АПК агробизнес: обсуждаем лучший путь реформирования сельского хозяйства

Кто выжимает из аграриев все соки

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ комплекс должен стать агробизнесом не только на словах, но и на деле. Дискуссии на эту тему широко и бурно развернулись в аграрных кругах республики. Одни считают, что реформировать АПК нужно не лихим кавалерийским наскоком, в одночасье, а постепенно, вдумчиво просчитав экономические преобразования и риски. Оппоненты возражают, что надо скорее переводить сельское хозяйство на жесткий коммерческий расчет и тогда даже госдотации не потребуются. Как правило, истина где-то посередине.


О значимости АПК для нашей экономики свидетельствует то, что на его долю приходится почти пятая часть ВВП и более 20 процентов основных производственных  фондов.  В аграрном  производстве трудится около полутора миллиона человек — порядка 30 процентов от общего количества работающих. И это при том, что, по данным Белстата, число занятых в отрасли в 2013 году в сравнении с 2000-м сократилось на 37,6 процента.  

В 2011—2015 годах сельским хозяйством был привлечен 331 триллион рублей кредитных ресурсов, из которых 74 процента — на общих основаниях. Их стоимость составляет 36—45 процентов. На погашение кредитов уже направлено в этом году 24 процента выручки. 

Если вдуматься в факты и цифры, то становится очевидным, что,  в сущности, наше сельское хозяйство уже работает на коммерческом расчете. АПК производит достаточно сельхозпродукции для самоокупаемости и обеспечения продовольственной безопасности страны. Проблема в том, что у него по разным причинам изымается большая часть созданной добавленной стоимости. Господдержка сокращается, при этом закупочные цены сдерживаются, а расходы на все и вся для сельхозпроизводства растут в разы. 

Не секрет, если бы аграрии имели возможность продавать свою продукцию по рыночным ценам, которые могли бы компенсировать все затраты, то господдержки не потребовалось бы. Сегодняшние закупочные цены, скорее, социальные, они стоят на защите интересов потребителей, но сельчанину они не компенсируют затраты и не стимулируют производство. Поэтому уходить от  государственной централизованной поддержки теперь еще преждевременно. Нельзя забывать, что часть из этой небольшой помощи идет на аграрную науку и образование. Ни одно министерство стран СНГ не содержит аграрные вузы. 

Но все-таки основные соки из аграриев забирают промышленность и банки. Директор РУП «Учхоз БГСХА» Николай Блохин так высказался на совещании по реформированию АПК в Горках: «Создается впечатление, что мы работаем на банк и на холдинг. Если бы не эти платежи, то и жизнь была бы прекрасна». Под «холдингом» он имел в виду платежи по лизингу сельхозтехники, немалые расходы на запчасти и ремонт. 

Нечего говорить и про многочисленных посредников, которые крутятся вокруг хозяйств и стремятся купить у них продукцию по минимальным ценам, а продать ресурсы крестьянам — по самым высоким. Чего только стоит последний факт, обнародованный председателем КГБ Валерием Вакульчиком. Крупное белорусское предприятие «Консул» поставляло сельхозпредприятиям иностранные пищевые добавки, шрот, дезинфицирующие средства, племенной скот, оборудование, без которых колхознику никуда. Руководство ЗАО создало около сорока подставных фирм, через которые валюта выводилась за пределы страны, а также завышались цены на поставляемые товары порой в три раза. 

И, наконец, старая песня о главном — банковские проценты по кредитам. Ну кто из здравомыслящих людей может брать кредиты под 30—50 процентов? Только безответственные и незаинтересованные в развитии своего предприятия. Но хозяйства вынуждены это делать, ибо другого выхода нет. Казалось бы,  если на кредиты повышенный спрос, их надо активно предлагать и продавать, а не лимитировать. Это ведь источник доходов. Но наши банки не хотят или не умеют работать с клиентами — потребителями денег, как это делают в других странах. Отсюда нет высокой прибыли и налицо дефицит денежных средств банков. И до тех пор пока кредиты будут сверхдорогими и недоступными, вряд ли можно ждать оживления как реального сектора экономики, так и укрепления самих банков. Не говоря уже о том, что по сути это клиенты оказывают услуги банкам, позволяя им распоряжаться своими деньгами.

Есть надежда, что новые предложения по реформированию АПК, разрабатываемые Минсельхозпродом, сдвинут груз сельхозпроблем. Планируется принять достаточно серьезные и принципиальные меры: поэтапно отменить регулирование цен на социально значимые товары и заменить его внутренней продовольственной помощью социально незащищенным слоям населения, сформировать базу для закупочных интервенций, что позволит подойти к рыночному регулированию и перейти на рыночное ценообразование на продукцию АПК. А сельхозорганизации должны сами решать, какие объемы и какой продукции должны производить, получать прибыль и развивать производство. Диктовать условия, как во всем мире,  должен рынок. Задача областных и районных властей — обеспечить выполнение государственного заказа. Это, конечно, святое.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter