Кто выйдет на свободу, а кто ее лишится?

Кого коснется амнистия? Как повлияет это на криминальную статистику? На каких принципах будет вестись борьба с наркоторговлей? На эти и другие вопросы отвечает председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий БЕЛОШЕВСКИЙ.

— Анатолий Алексеевич, на осенней сессии предполагается рассмотреть ряд важных законопроектов, над которыми работала ваша комиссия. В частности, на суд депутатов выносится проект об амнистии. В чем его суть?
— Положительные изменения в социально-экономической сфере способствовали определенной стабилизации криминальной ситуации в стране, и, как показывает практика, применение амнистий не оказывает существенного негативного влияния на криминогенную обстановку. В настоящее время в следственных изоляторах и исправительных колониях немало лиц отбывают наказание за правонарушения, не представляющие большой общественной опасности. Именно поэтому предлагается, как говорится, проявить гуманизм в отношении тех, кому вынесено наказание в виде общественных работ, исправработ, ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы лиц, осужденных за преступления, не относящиеся к категории тяжких. Подлежат освобождению несовершеннолетние, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, больные активной формой туберкулеза и онкобольные, ВИЧ-инфицированные с 3-й (предСПИД) и 4-й (СПИД) стадиями, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности или относящиеся к категории менее тяжких.
Могут досрочко выйти на свободу и те, кто совершил правонарушения по неосторожности или против собственности (кража, мошенничество, присвоение либо растрата, хищение путем использования компьютерной техники — за исключением тех, кто действовал в составе организованной группы), а также те, кому назначено наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на срок до шести лет (если преступления не представляют большой общественной опасности или относятся к менее тяжким). Но здесь есть одно важное условие: на день вступления в силу закона об амнистии нужно отбыть не менее одной трети срока наказания.
Предполагается дать возможность вернуться к нормальной жизни и тем, у кого на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года и которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ.
— Возмещение ущерба играет роль?
— Конечно. Причем речь идет о полном возмещении ущерба.
— Скольких человек предположительно коснется амнистия?
— Более двух тысяч. Причем каждое дело будет рассматриваться очень скрупулезно.
— На нынешней сессии планируется обсудить во втором чтении и поправки в некоторые законы, касающиеся борьбы с наркотиками.
— Да. Беларусь, как транзитное государство, является привлекательным путем для наркопоставок как с Востока на Запад, так и с Запада на Восток. За последние пять лет объем изъятых депрессантов возрос в 577 раз, метадона — в 136 раз, амфетаминов — в 22 раза, героина — в 3 раза. А это как раз те дурманящие средства, к которым быстро привыкают и которые способствуют массовому распространению СПИДа, гепатита. К тому же наркобизнес существенным образом влияет на криминогенную обстановку, поэтому борьба с ним является приоритетным направлением в работе правоохранительных структур.  Однако законодательная база еще далека от совершенства. В частности, в Уголовном кодексе, по сути, отсутствует зависимость размера наказания от того, какого и сколько “зелья” сбывается. На юридическом языке под формулировкой “в крупных размерах” понимается все, что больше 1 грамма героина, 1 килограмма высушенной маковой соломки или 500 грамм высушенной марихуаны. Поэтому наркодельцы сбывают партии, которые не доходят до этих пределов. И в итоге (когда попадаются) получают порой щадящие приговоры. Должно ли так быть?
— Но здесь логично было бы усовершенствовать дифференциацию и по видам наркотиков?
— Да, есть амфетамин, метамфетамин, метадон, ЛСД, МБДБ, МДМА, эфедрон (масштабы их распространения приняли значительные размеры, и пресечение их незаконного оборота весьма актуально для Беларуси). Но есть и так называемые растительные — ацетилированный и экстракционный опий, маковая соломка, марихуана — их изымается в общем объеме до 90 процентов. То есть это очень сложная проблема. И здесь важно действовать не только быстро и решительно, но вдумчиво и взвешенно. Иначе даже самые благие намерения могут не дать положительного результата.
— Будет ли усилен контроль за прекурсорами — веществами, из которых можно “сварить дурман”?
— Анализ оперативной обстановки свидетельствует об их значительном транзите через территорию республики. В странах, граничащих с Беларусью (Польша, Литва, Латвия, Россия), на “широкую ногу” поставлено производство “синтетики” в “домашних” условиях. Доступность прекурсоров и ослабленный контроль за их легальным оборотом позволяет криминальным кругам расширять свой бизнес. Поэтому государством должен быть поставлен им надежный заслон.  В качестве одной из мер предлагается на законодательном уровне ввести более серьезные санкции за незаконный оборот прекурсоров. 
— Какие еще законопроекты подготовлены вашей комиссией?
— Всего для рассмотрения на нынешней сессии их предложено 10 — это проект закона “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”, поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в законы по вопросам противодействия экстремизму, “О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований”. Предлагается также внести изменения и дополнения в некоторые законы по вопросам деятельности Прокуратуры Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter