Кто всегда прав? Покупатель

Кассовый чек — не бумажка, а гарантия защиты потребителя
Кассовый чек — не бумажка, а гарантия защиты потребителя

Если вы не позабыли потребовать у продавца чек за покупку, за вами — стена законов и постановлений Правительства, готовых защищать права потребителя. Но, к сожалению, это элементарное правило не вошло у нас в привычку. Мы беспечны даже тогда, когда совершаем дорогостоящие покупки, — к кассовому чеку относимся как к ненужной бумажке.

Куда ведет беспечность

Магазины, даже самые большие, стильные и удобно расположенные, удовлетворяют лишь две трети потребительского спроса. Оставшаяся его часть нацелена на рынки, киоски, газетные объявления, Интернет. Там предлагают товар, может, не слишком качественный, но дешевый. Купилась на дешевизну и наша читательница из Минска, заказав по объявлению в газете тахту. Товар доставили и вручили ей техпаспорт с одной единственной отметкой — о дате выпуска изделия. Через полгода на поролоне образовалась вмятина. Покупательница — к продавцу, единственная нить связи с которым — телефон, записанный на клочке бумаги. И на другом конце провода отвечают: «А вы уверены, что товар наш? Таким ассортиментом торгуют десятки фирм». Попыталась женщина предъявить претензии производителю, там тоже в первую очередь потребовали чек. Говорят, мол, нынче частных фирм развелось видимо–невидимо, и нашу мебель подделывают направо и налево...

«В таких случаях звоните нам на «телефон доверия», — порекомендовал Сергей Колыкин, начальник отдела организации контроля за приемом наличных средств Министерства по налогам и сборам, — нарушение очевидное. Доставляя товар на дом, при проведении расчета продавец должен вручить талон, квитанцию или любой другой учетный документ, внесенный в электронный банк данных, и техпаспорт с отметкой о дате продажи. За нарушение этого порядка фирму оштрафуем на сумму от 25 до 200 базовых величин, индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 базовых величин. А непосредственно продавцу грозит наказание от 20 до 50 базовых величин. И даже если факт покупки не удастся доказать, все равно фирма–продавец будет взята на заметку налоговых органов, а уж там способов контроля предостаточно. Купленная подделка заведет вас еще дальше — в «дебри» Уголовного кодекса».

Вот к чему приводит элементарная беспечность...

Есть нюансы

Таких мест торговли остается все меньше. Большей частью это рынки, где реализуют товар индивидуальные предприниматели, — плательщики единого налога. Если, конечно, в предлагаемом ими ассортименте нет сложно–бытовой техники, меховых шуб, кожаных изделий и других дорогостоящих вещей. Но в Минске, например, конкуренцию рынкам составляют 54 торговых центра, где, как в магазине, должны выдавать чек при каждой покупке. Без кассового аппарата могут работать магазинчики (до 3 продавцов) потребкооперации на селе. Эта норма распространяется и на частные фирмы, не торгующие алкоголем и табаком. Трудно представить с кассовым аппаратом еще и разносчика газет, например, или торговцев живой рыбой или квасом с цистерн, августовские школьные базары.

О такси следует поговорить особо.

Законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика предусмотрена материальная компенсация ущерба, нанесенного пассажиру в результате ДТП. Причинение вреда здоровью оценивается в эквиваленте 3 тысяч евро, порча багажа — до 1.000 у.е. Однако получить деньги можно при наличии документа, подтверждающего факт оказания услуги. «Проездные билеты есть в автобусах, обязательны в маршрутках, но такси почему– то выпали из этого правового поля, — говорит председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева, — мне кажется это неправильным».

Помимо официальных такси, где хотя бы включают таксометры, в городах Беларуси процветает нелегальный извоз. С января по март нынешнего года налоговые службы зафиксировали 234 таких нарушителя. Каждый третий из них попался не в первый раз. Закон предусматривает почти «драконовские» санкции: в первый раз предупреждают, во второй — выписывают штраф от 20 до 50 базовых величин, а после могут конфисковать автомобиль. С начала года 7 машин перевозчиков–нелегалов обращены в доход государства. Тем не менее спрос рождает предложение...

По словам Ирины Астафьевой, проблем с выдачей чеков сегодня предостаточно. Предприниматели элементарно отказываются их пробивать и, более того, забывают указывать на торговой точке, как того требует закон о защите прав потребителей, свои имя, фамилию, отчество и сведения о государственной регистрации. И тогда покупатель даже не представляет, на кого пожаловаться. Химчистки, ремонтные мастерские сплошь и рядом вместо квитанций выдают жетончик или клочок бумаги с датой выполнения заказа. Хотя по первому требованию покупателя любой торгующий, оказывающий услуги или выполняющий работы человек либо организация, должен выдать кассовый или товарный чек, квитанцию, должным образом оформленный техпаспорт, инструкцию по эксплуатации — словом, документ, содержащий сведения о товаре (работе, услуге), его стоимости, дате приобретения и продавце. Это — закон.

Бумажка — железный аргумент

А покупателю хотелось бы напомнить: при каждой покупке товара, услуги и даже при расчете за обед в баре и ресторане требуйте кассовый чек, где в обязательном порядке должны быть: сумма, дата и время продажи, запрограммированное наименование продавца, код товара и логотип «Ф_РБ», напечатанный обратным курсивом. Эти три буквы на чеке, как объяснили мне в Министерстве по налогам и сборам, признак фискального режима работы кассового аппарата, удостоверяющий, что продавец не обманывает ни вас, ни государство. Ведь каждая продажа — это его доход, с него берутся налоги в бюджет, которые затем поступают в виде зарплат врачам, учителям, другим госслужащим, а также пенсионерам, студентам на стипендии и социальные пособия. Но платить налоги, пожалуй, любят не все. А некоторые идут ради этого на всякого рода ухищрения. По словам Сергея Колыкина, за 3 месяца нынешнего года более 15 кассовых аппаратов были изъяты на автозаправках, в магазинах, торгующих алкоголем и табаком, по причине несанкционированного вмешательства и уничтожения информации о приеме денежных средств. Впрочем, это уже другая история.

Наличие чека позволяет в течение двух недель обменять или вернуть товар, если он не подошел по фасону, размеру или просто не нужен. Для этого достаточно сохранить все ярлыки и этикетки. Правда, в этом случае нужно учесть, какие товары не подлежат возврату и обмену. Если же вы обнаружили в приобретенном изделии недостаток, то закон о защите прав потребителей позволяет вам его обменять, отремонтировать, потребовать снижения цены или просто забрать деньги. В течение 7 дней продавец должен выполнить ваше требование.

Но так бывает не всегда. Чаще разговор продавца с покупателем — это спор, который решают эксперты. В период гарантийного срока на товар экспертизу оплачивает и инициирует продавец, после (но до истечения срока службы) — покупатель. Кстати, на время ремонта или замены товаров длительного пользования в течение 3 дней после предъявления претензии вам должны дать в пользование аналогичную вещь. Исключение составляют автомобили, прицепы, прогулочные суда, мебель, игрушки, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета, а также для лечения или приготовления пищи. Однако если продавец либо гарантийная мастерская докажут, что товар был испорчен в процессе пользования им, при перевозке или хранении, то все затраты по проведению экспертизы и по доставке аналога, увы, лягут на покупателя.


Кстати

Министерством по налогам и сборам в I квартале 2005 года выявлено 1.710 нарушений порядка приема денежных средств при реализации товаров, работ и услуг. В основном грешат этим предприниматели.


Справка «СБ»

По данным Минского общества потребителей, в течение 3 месяцев этого года на качество товаров и услуг пожаловались более 2,5 тысячи человек. Основные проблемы (40 процентов) возникают со сложной бытовой техникой. На втором месте в рейтинге претензий покупателей — обувь (30 процентов). Следом идут услуги — изготовление мебели, окон, дверей (15 процентов). По словам председателя общества Ирины Астафьевой, в последнее время участились нарекания на фальсифицированные лекарства, спиртные напитки, некачественный бензин.


Перечень товаров надлежащего качества, которые обмену не подлежат:

Ткани, искусственный мех, ковры, ленты, кружево, тесьма, шнуры, кабель, линолеум, багет, пленка, клеенка.

Чулочно–носочные изделия.

Перчаточно–рукавичные изделия.

Изделия из драгоценных металлов, жемчуга, янтаря и с драгоценными камнями.

Товары, имеющие гарантийный срок в техпаспорте.

Автомобили, мотовелотовары, агрегаты к ним, мобильные средства механизации и прогулочные суда.

Мебель.

Обои.

Парфюмерия и косметика.

Предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки, бигуди для волос, парики, шиньоны).

Игрушки.

Лаки–краски.

Бытовая химия.

Фотопленка, фотобумага и реактивы.

Ручки (автоматические, перьевые, шариковые), карандаши, стержни, маркеры и фломастеры.

Аудио–, видеокассеты.

Печатные издания.

Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарства.

Посуда, столовые принадлежности, кухонные емкости и упаковка для хранения и транспортировки пищевых продуктов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter