Кто владеет информацией…

Белорусский бизнес все больше узнает о поддержке себя госструктурами

Белорусский бизнес все больше узнает о поддержке предпринимательства госструктурами, свидетельствуют последние социологические данные

В Беларуси условия функционирования малого и среднего бизнеса определяются прежде всего мерами государственного регулирования, эффективность которых со временем повышается. Так, на рубеже веков рыночные институты создавались с недостаточной скоростью, практически отсутствовал предпринимательский сектор, а адаптация крупных предприятий требовала значительного времени. В то же время, согласно статистическим данным 2001 года, в сфере малого бизнеса работали 7,6 % от всех занятых в экономике, производя 15,5 % от всего объема ВВП, что говорило о высоких потенциальных возможностях этой сферы.

На данном этапе государственные органы Беларуси стали уделять больше внимания развитию и поддержке предпринимательства, создавались соответствующие структурные подразделения. Такая ответственность, возлагаемая на чиновников, привела к тому, что в период 1990—1996 годов аппарат органов государственного управления Беларуси, в отличие от других отраслей народного хозяйства, вырос с 49,1 тыс. до 68,6 тыс.

Но сами предприниматели в начале 2000-х оценивали деятельность этих структур как неэффективную. В западном регионе, например, работой Брестского областного территориального комитета предпринимательства и инвестиций были вполне удовлетворены только 4,3 % и ничего не знали о его существовании 59,1 % опрошенных. О работе регионального комитета «Брестоблимущество», его городских и районных подразделениях не знали более половины предпринимателей (62 %), не были удовлетворены его деятельностью 17,8 % респондентов. Из 23,8 % респондентов, ответивших на вопрос «Какую конкретно помощь вы хотели бы получить от Брестского областного территориального комитета предпринимательства и инвестиций?», 44,5 % выделили финансовую помощь (ссуды или кредиты), 16,8 % – создание условий для предпринимателей, 13 % не изъявили желания получить какую-либо поддержку. То есть, организовывая свое дело, предприниматели, несмотря на нехватку знаний, рассчитывали преимущественно на собственные силы. Отсутствие у большинства необходимых знаний, а порой и нежелание их получить (только 12,6 % предпринимателей хотели бы получить консультации) было связано с неверием в эффективность консультирования («А что в них толку?»), а также с невозможностью применения полученных знаний на практике с учетом сложных хозяйственных условий. Таким образом, были созданы и обширная законодательная база, и сеть общественных и государственных организаций, направленных на поддержку предпринимательства, однако реальные механизмы такой поддержки, по большому счету, отсутствовали. Кроме того, принималось немало дополнений и инструкций, создающих атмосферу неуверенности на предпринимательском поле.

Последние социологические данные говорят о том, что информированность о работе госструктур, направленных на поддержку бизнеса, значительно возросла. Несмотря на то, что большинство предпринимателей не могут однозначно оценить работу органов власти, но и совсем неэффективной ее не считают. То есть пока еще остается определенная степень недопонимания целей государственной политики в области централизованной поддержки малого бизнеса.

На протяжении последних 10 лет, кроме нормативно-правовых актов, регулирующих общие вопросы поддержки отечественного бизнеса, были приняты и документы, касающиеся финансового регулирования этой сферы. Они не считались революционными на момент принятия, поскольку только упорядочивали ранее действовавшие нормативные акты. В то же время благодаря этим нововведениям количество организаций, уполномоченных оказывать поддержку субъектам предпринимательства, увеличилось. А это важно, поскольку для многих предпринимателей проблема поиска источников финансирования остается наиболее актуальной. На наш взгляд, основная финансовая поддержка должна исходить не от государственных структур, а от коммерческих банков путем кредитования малого и среднего бизнеса, а также созданных с теми же целями ассоциаций. Основная задача государства в этом контексте — заложить стабильную законодательную основу, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной собственности, последовательно проводить меры по либерализации экономики.

Рассмотрим и другой аспект, а именно возможность каждого предпринимателя в полной мере реализовать свои способности и таланты… По мнению самих бизнесменов, созданные в республике социальные и правовые условия развития МСБ пока не способствуют формированию полноценного мотивационного комплекса. Поэтому со стороны кажется, что белорусский предприниматель инертен, осторожен и не очень активен. Но это вовсе не так: ввиду более сложных, чем в соседних странах, базовых условий развития бизнеса в Беларуси потенциально высокая предприимчивость не всегда выливается в практические результаты. В то же время деловой человек, получающий удовлетворение от своей работы и ее результатов, стремится к повышению эффективности жизни в широком смысле этого слова – это удовлетворенность и своей личной жизнью, и своим положением в стране. Достаток в семье, хорошие жилищные условия, возможность заботиться о здоровье и уверенность в завтрашнем дне – те приоритеты, к которым стремятся отечественные предприниматели. В процессе улучшения социальных и правовых условий развития негосударственного сектора экономики будет создаваться такая инфраструктура бизнеса, которая позволит достичь как самими предпринимателями, так и их наемными работниками высоких качественных характеристик жизни.

Ирина АНДРОС, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter