Теракты в аэропорту и метро Брюсселя повергли в шок Европу

Кто виноват и что делать?

Теракты в аэропорту и метро Брюсселя повергли в шок Европу. Жертвами их стали 34 человека, число пострадавших  достигло 300. Это третья за последнее время масштабная атака террористов в Европе после резни в редакции французского сатирического журнала «Шарли Эбдо», а также бойни в Париже в ноябре прошлого года.



На сей раз удару террористов подвергся Брюссель — столица ЕС. Теракты произошли в непосредственной близости от расположенных в городе учреждений Евросоюза и НАТО. Очевидно, тем самым стремились показать, что безопасных мест теперь в Европе нет.

Случившееся стало колоссальным провалом европейских спецслужб. Было наглядно продемонстрировано, что уроки из террористических атак на Францию извлечены не были и бельгийские службы оказались не в состоянии предотвратить теракты, несмотря на поступавшие предупреждения. Ну а то, что удалось осуществить атаки в непосредственной близости от учреждений ЕС и НАТО, и вовсе говорит о весьма плачевном положении дел в сфере европейской безопасности.

Ответственность за теракты поспешило на себя взять «Исламское государство». Впрочем, с самого начала был очевиден почерк исламистского подполья: террористические атаки с использованием смертников, направленные против гражданского населения и с явным расчетом на громкий медиаэффект. Примечательно, что теракты в Брюсселе произошли вскоре после задержания Салаха Абдеслама, считающегося одним из основных организаторов недавних терактов в Париже. Впрочем, представители ИГ утверждают, что террористические атаки на Брюссель готовились давно и с задержанием Абдеслама не связаны.

События в Брюсселе показывают, что проблема исламистского терроризма становится системной. Новая реальность, в которой оказался ЕС, очевидно, еще до конца не осмыслена ни населением, ни элитами. Нет и ответа на вопрос, что делать с этим новым вызовом. Более того, террористические атаки в Брюсселе, скорее всего, внесут свою лепту в усугубление того многоаспектного кризиса, в котором сейчас пребывает весь проект европейской интеграции.

Всплеск терроризма в ЕC указывает на наличие разветвленного исламистского подполья, действующего в среде выходцев из мусульманских стран. Миграционный кризис, очевидно, является дополнительным фактором растущего риска террористической угрозы.

На фоне общего всплеска криминальной активности, которую несет с собой поток мигрантов, рост террористической угрозы будет способствовать дальнейшему усилению мигрантофобии среди жителей Европы. А значит, будет расти популярность правопопулистских националистических партий, для которых направленная против мигрантов риторика становится главным выборным козырем. Учитывая, что подобного рода партии и движения в основном исповедуют принципы евроскептицизма, выступая за усиление полномочий национальных правительств и ослабление общеевропейских органов власти, для ЕС эта тенденция может обернуться очень серьезным институциональным кризисом.

Под угрозой может оказаться и проведение согласованной политики в сфере миграции. Террористические атаки могут стать удобным поводом для отказа от навязываемых Брюсселем миграционных квот, против которых выступают многие национальные правительства. Первой ласточкой уже стала Польша, которая устами премьер-министра Беаты Шидло фактически отказалась принимать беженцев в рамках общеевропейского плана. По словам польского премьер-министра, «после произошедшего в Брюсселе невозможно сказать, что мы согласны принимать вообще каких-либо мигрантов». Пойдет ли Польша в своем саботаже европейской миграционной политики дальше этих слов, покажет время. Впрочем, уже очевидно, что правоконсервативное польское правительство, стоящее в весьма жесткой оппозиции к политике, проводимой Брюсселем, получило дополнительные козыри. И Польша здесь не одинока — фронда евроскептиков будет шириться.

С другой стороны, общеевропейские органы власти могут попытаться воспользоваться террористической угрозой для усиления своих позиций и ослабления евроскептиков. В первую очередь речь может идти об усилении общей политики в сфере безопасности, которую могут попытаться передать в ведение наднациональных структур в обход национальных правительств. Таким образом, в ближайшее время в ЕС может обостриться борьба евроскептиков и сторонников более жесткой модели интеграции.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter