По производству картофеля на человека в год Беларуси нет равных в мире

Кто вернет бульбе имя

По производству картофеля на человека в год Беларуси нет равных в мире...

Если сказать, что в нашей стране не уважают картошку, это прозвучит кощунственно. Как так не уважают? Ее любят и почитают как фольклорный персонаж! Без нее крестьянский огород — не огород. Для нас бульба — второй хлеб, а драники — первое блюдо национальной кухни, которым потчуем гостей. Мало вам пафоса — вот статистика. Восьмое место на планете по валовому сбору! По производству картофеля на человека в год Беларуси нет равных в мире: 800 кг. По потреблению на душу населения мы тоже впереди планеты всей: 180 кг в год. Но торговля, похоже, этой гордости не разделяет.


...Минск, улица Сурганова, магазин с нежным названием «Бульбачка». Весной здесь висело объявление — «Продается семенной картофель» — с перечислением десятка предлагаемых сортов: «журавинка», «адрэтта», «явар»... Поздняя осень: бульбу убрали. На прилавках, по логике вещей, должна красоваться та же россыпь сортов. Разнообразие в «Бульбачке» налицо — весь земной шар: Чили и Бразилия, Испания и ЮАР... Но великолепие касается лишь экзотических фруктов: ананас, кокос, киви... Наш главный аграрный продукт выглядит неказисто. Часть лежит в навал, часть упакована в пыльные пакетики. Он здесь инкогнито, без наименования. Не считать же таковым надпись: «Картошка. РБ». Куда девалось его имя, точнее — название сорта?


Идем дальше. «Продукты и напитки» на Р.Люксембург: «Картофель. РБ». Гастроном «Суперпрод» на К.Либкнехта: «Картофель урож. 2013!». И на том спасибо! В «Щедром» на Коммунистической бульбы нет. Удивил один из крупнейших, респектабельный, казалось бы, супермаркет «Европейский», недалеко от Национальной библиотеки. В лотке с перевернутым ценником — «Картофель ранний» (!!!) — свалено нечто жалкое: разнокалиберные, кривые, грязные, сплошь израненные клубни... Все это рядом с кокосовым великолепием. Попробуйте не за столом, а возле этого лотка убедить иностранного гостя, что бульба — предмет нашей гордости.


Любой продукт, будь то хлеб или вино, колбаса или конфеты, мы покупаем по сортам, выбирая из множества наименований, оттенков вкуса, даже цвета. И только картофель нам предлагают... кучей. В лучшем случае — в пыльном пакетике или сетке, сквозь которую просеивается земля. Выбираем его лишь по внешнему виду: крупный или мелкий, целый или с гнильцой. Что за сорт, при жарке хорош или в виде драников — можем только гадать. Парадокс: картофеля у нас с лихвой, а выбора нет.


В этом году мы, как всегда, будем с бульбой. Сейчас идет массовая закладка овощей: создаются стабилизационные фонды. На этот счет имеются строгие планы по объемам и номенклатуре, госконтроль систематически мониторит процесс. В прошлом году нехватки овощей не наблюдалось. Хотя весной, как водится, мы не обошлись без импортного молодого картофеля: в январе — июне 2013 года было завезено 4,9 тыс. тонн.


В этом году закладка в целом идет по плану. К началу октября запасено 47 процентов установленного объема картофеля, 42 — лука, 40 — яблок, начата закладка капусты. К 15 ноября хранилища должны быть заполнены на все сто. Многие из нас к тому же хранят овощи в своих погребах. На 500 проведенных в стране ярмарках реализовано более 3 тысяч тонн картофеля, свежих плодов и овощей.


Но почему даже осенью, когда только–только собран урожай, они не всегда есть на прилавках? В ходе последней проверки госконтроль выявил несоблюдение ассортиментных перечней в магазинах Малоритского и Дрогичинского райпо, в барановичском ОАО «Продукты», брестских ЧУП «Домачево» и ЧТУП «Дэкоста». В слонимском магазине «Продукты», принадлежащем потребкооперации, отсутствовали не только картофель, но и свекла, капуста, морковь, лук...


Где–то страдает логистика. Так, Витебскому облпотребсоюзу доведено задание на 19,7 тыс. тонн картофеля и прочих овощей, хотя он располагает мощностями лишь на 7,9 тыс. тонн: на 40 процентов от задания... В целом же хранилищ в стране достаточно, сберегать овощи заготовители умеют, их должно хватить на весь сезон, утверждает Галина Жданович, начальник управления контроля потребительского рынка Комитета госконтроля. Относительно упаковки тоже категорична: продавать бульбу торговля не умеет. Заставлять покупателя выбирать клубни руками, хоть в супермаркете, хоть в сельпо, — прошлый век.


В селекции и производстве, сборе и хранении, экспорте и внутреннем потреблении картофеля мы, несомненно, достигли признанных высот. Но почему–то не преуспели в самом простом, казалось бы, умении — умении продавать. Ведь не просто так сорту дается имя. В Беларуси, кстати, их выращивают более двухсот, но наиболее популярны десяток–полтора. Их отличия важны не только гурманам, но и каждой домохозяйке. Один сорт разваристый, другой потверже, один больше подходит для жарки, из другого лучше получаются драники, пюре, зразы...


Не пора ли торговле оказывать бульбе большее внимание, культивируя ее не в пафосном, а в современном, маркетинговом смысле? Культура — это прежде всего уважение. Или бульба того не стоит?

 

Советская Белоруссия №200 (24337). Среда, 23 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter