Кто в ответе за «сон» в компании с... «музыкально одаренным» ослом?

СЕЗОН массовых отпусков еще далеко не «исчерпан». Белорусы отдыхают, путешествуют по миру и по Синеокой (благо туристических программ в нашей стране хватает). Как правильно выбрать турфирму, чтобы потом не потерять деньги и время? Потребителю туруслуг надо быть особо предусмотрительным — ведь лицензирование турдеятельности с недавних пор в Беларуси отменено. Сегодня читателей «Белорусской нивы» консультирует директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Вадим КАРМАЗИН.

Чтобы отдых не вспоминался как кошмар — советы специалиста.

СЕЗОН массовых отпусков еще далеко не «исчерпан». Белорусы отдыхают, путешествуют по миру и по Синеокой (благо туристических программ в нашей стране хватает). Как правильно выбрать турфирму, чтобы потом не потерять деньги и время? Потребителю туруслуг надо быть особо предусмотрительным — ведь лицензирование турдеятельности с недавних пор в Беларуси отменено. Сегодня читателей «Белорусской нивы» консультирует директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Вадим КАРМАЗИН.

— На каком направлении — отечественном или зарубежном — больше всего отмечается жалоб, претензий?

— Большинство претензий — на зарубежный отдых. Но не все туристы знают, что можно жаловаться и в Министерство спорта и туризма Беларуси. Чаще почему-то обращаются в Министерство торговли, местные исполкомы разного уровня, в суды, наконец.

— А нельзя ли вносить изменения в типовой договор? Каким он должен быть вообще?

— Договор должен быть индивидуальным, подробным и конкретным, возможно, с дополнительными условиями. Не подписывайте «получистый» бланк — все графы должны быть заполнены! Возможно дополнить текст договора необходимыми условиями. Не стесняйтесь записывать все, что обещают «на офисе». Еще лучше, если на фирменном красочном проспекте менеджер или руководитель компании распишется или поставит свою печать. Вам все пригодится. Потом будет легче защищать свои права! А туркомпании, в свою очередь, правильно оформленный договор помогает не только выполнить свои обязательства, но и защититься от необоснованных претензий недобросовестных клиентов.

— Как определяется надежность и солидность туристических компаний?

— Лучше убедиться документально. Сначала посмотрите свидетельство о регистрации фирмы и сертификат. Уважающие себя и клиентов солидные организации копии этих документов обычно в рамочке вывешивают на стене. Обратите внимание на наличие рекламной продукции по направлениям и маршрутам, где должны быть условия проезда, размещения, питания, отдыха. Как и в договоре...

— Допустим, на отдыхе нарушены условия договора.  Что дальше?

— Если нет представителя туркомпании, а администрация отеля не реагирует, надо фиксировать и накапливать факты, собирать документы. Берите везде чеки! Фотографируйте все безобразия. Звоните, шлите факсы в отправившую вас компанию, заключившую с вами договор. В крайнем случае, если в турорганизации не хотят реагировать на претензию, обращайтесь в общества защиты потребителей, исполкомы по месту жительства, в суды.

— Какие наиболее типичные нарушения встречаются?

— Можно выделить пять основных нарушений:

предоставление неточной или недостоверной информации;

изменение или сокращение тура, экскурсионных программ;

подорожание путевок без предупреждения, которое должно поступить минимум за неделю до отъезда;

неправомерный перенос сроков поездки;

изменения места размещения или заселения.

Но в каждом конкретном случае могут быть вариации...

— И наконец, Вадим Петрович, на что можно рассчитывать, если туркомпания нарушила условия договора?

— В случае предоставления туруслуг ненадлежащего качества или не в полном объеме отдыхающему следует первоначально обратиться в турфиму для решения спора в добровольном порядке. Либо, если не удается решить дело таким образом, в суд — для принудительного взыскания причиненного морального и материального вреда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter