Кто в очереди крайний

Об улучшении жилищных условий

Мысленно возвращаюсь к недавнему совещанию Президента с Правительством и Нацбанком. Вдумайтесь в цифру. 60 миллионов квадратных метров жилья мы построили за последние 10 лет. И при этом очень мало продвинулись в решении квартирного вопроса. А если взглянуть на статистику, так и вовсе как будто пятимся назад. Особенно противоречива картина в Минске.


В 1995 году нуждались в улучшении жилищных условий максимум 100 тысяч горожан. Сейчас, даже после тщательного просеивания очереди, - 269 тысяч. То есть строим-строим, льготные кредиты даем, а нуждающихся все больше и больше. И почему - ясно: частенько новостройки попадают в чьи-то ловкие руки. Тому, кому на самом деле жить есть где, а льготы помогают обогатиться за счет продажи или сдачи внаем построенного жилья. Ненормально, неправильно и несправедливо. Об этом шла речь на недавнем совещании у Президента.


Тему поднял Премьер-министр, докладывая о планах по жилищному строительству на 2013 год, в котором квартир и домов у нас станет еще на 6,5 миллиона квадратных метров больше. Вопрос лишь в том, кто будет справлять новоселье? Михаил Мясникович назвал неудовлетворительной работу по сверке очереди нуждающихся. И подчеркнул: несмотря на ужесточение социальных нормативов на получение льготных кредитов, на местах выявляются факты незаконного использования мер господдержки в жилищном строительстве. Нуждающиеся не спешат переселяться в новенькие квартиры, а сдают их, получая доход.


Президент отреагировал принципиально:


- Давайте договоримся так: ко 2 апреля всю эту работу именем революции надо выполнить, просеяв все!


Срок отведен для окончательного уточнения списка нуждающихся. Подготовки необходимых поправок в законодательство.


Мингорисполком уже начал действовать. По словам Александра Авраменко, начальника управления жилищной политики, подан запрос в налоговую инспекцию города с просьбой представить сведения о квартиросдатчиках. Будут выявлять тех, кто построенные с помощью льготных кредитов квартиры сдает внаем. Правда, что делать дальше с полученными сведениями, чиновник пока не знает. К тому же квартиросдатчики, испугавшись, могут уйти в "подполье", перестав даже платить налоги с нелегально реализуемых внаем апартаментов. Всех не проверишь.


Вот что я думаю по этому поводу. Почему бы нам не взять на вооружение принцип улучшения жилищных условий, практиковавшийся в СССР? Советская семья могла получить квартиру раз в 10 лет. А потом, если количество домочадцев растет, поменять ее на большую, предварительно сдав старую. Александр Авраменко подтвердил: в минской очереди нынче довольно много людей, у которых жилье есть, но не хватает совсем немного метров до нормы, вот и ждут помощи от государства. Хотят, например, двухкомнатную 46 квадратных метров поменять на трехкомнатную 70 "квадратов".


Вот тут и начинается самое интересное. Если взять принцип СССР, то семья должна отдать или, учитывая наши новые рыночные реалии, продать городу маленькую квартиру и только потом с помощью государства получить, то есть купить по сходной цене новую, большую. Вот и все - была одна квартира, одна и осталась, только более просторная. Сдавать внаем просто нечего! А что у нас? Достаточно при формальной нехватке даже метра попасть в списки на льготное кредитование, и вы - состоятельный человек, имеющий в собственности и старую двушку, и новую трешку. И чего удивляться, если счастливчик немедленно одну из них сдаст внаем или продаст и положит несколько десятков тысяч долларов в банк? Ловкость ума и никаких конфликтов с Уголовным кодексом. Что не запрещено - разрешено.


Согласна, предлагаемый а-ля советский механизм решения квартирного вопроса - нерыночный. Но и система льготного кредитования под 1 - 15 процентов годовых при ставке рефинансирования 30 процентов - она ведь у нас тоже совсем нерыночная. К тому же, обязав граждан продавать квартиры городу, мы получим еще один плюс.


Есть в Минске семьи, которые стоят в жилищной очереди с 1988 - 1989 годов. Им уже, условно говоря, пятьсот пятьдесят раз предлагали строиться с льготными кредитами и по ценам вдвое ниже рыночных. Отказываются. И знаю почему. У них элементарно нет денег. Ведь чтобы построить жилье сегодня, семье надо иметь совокупный доход от 8 миллионов рублей или искать немалый коллектив поручителей. А что делать совсем малообеспеченным? Лучший вариант - предоставить им съемные апартаменты по сходной цене. Пока для этих целей в Минске нашлось всего 70 квартир. Спрос - колоссальный. А вот если бы у нас нуждающиеся в улучшении жилищных условий продавали городу по сходной цене свою старую квартиру, приобретая вместо нее новую, город немедленно получил бы немалый фонд арендного жилья.


Впрочем, механизмы предотвращения устоявшегося бизнеса на льготных квартирах могут быть и другие. Главное, чтобы деньги, выделяемые государством, попадали действительно нуждающимся, а не формально на них похожим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter