Помню, когда Никита Михалков получил премию “Оскар” за свою картину “Утомленные солнцем”, то попросил снять ее со всех номинаций российской кинематографической премии “Ника”. Мол, картина и так свое получила, пусть и другим какие-нибудь пряники достанутся. (Своего “Золотого орла” он тогда еще не придумал.) Выглядело это не очень красиво. Но с тех пор повелось: деятели искусств, когда настает время подводить итоги в отрасли, нет-нет да и устроят какой-нибудь демарш. Периодически с посланиями, теперь “Золотому орлу”, выступает режиссер Александр Сокуров. Охоч до всяческих творческих разборок был и нелюдимый классик Алексей Герман — старший.
Мы всегда перенимаем худшее, умножив его еще и на наши местечковые амбиции. Худо-бедно встала на ноги Национальная театральная премия, несколько раз поменяв свой формат. Кто ее только не пинал. И вот главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский, счастливо проведя Международный фестиваль театров кукол, вдруг заявил, что его театр не будет участвовать в премии. Кто бы мне подсказал, какой “Оскар” и когда Лелявский получил? Мол, не видит Алексей Анатольевич в этой премии никакого смысла и сомнительному мнению экспертного совета не доверяет. Бог ему судья. Но обидно, что на такое решение режиссер решился после того, как его отметили в России наградой “Золотая маска”. Теперь что, гори все синим пламенем?
Вот только стоило бы ему напомнить, что он руководитель государственного, а не частного кукольного театра. И кроме собственных предпочтений и интересов есть интересы дела. И имидж коллектива. Но если театр действительно не выставит свои работы на Национальную театральную премию, то останутся без наград и поощрения не только режиссер, но и актеры, художники, сценографы коллектива. Они-то чем провинились? И почему они должны страдать?
Как ни мала наша театральная лодочка, ее постоянно кто-то не так, так эдак пытается раскачать. От этого становится как-то нестерпимо грустно. Получается, что никакой эволюции в театральных рядах не происходит. Привозят к нам зарубежные постановки, проводят фестивали, устраивают круглые столы, а как только гости уезжают, при первой же возможности стараемся впиться друг другу в глотки.
Вдвойне обидно, что минский театр кукол — очевидный лидер театра интеллектуального направления. Но как бы у него не наступило горе от ума, о котором предупреждал все светлые головы еще Грибоедов.
pepel@sb.by