Домик в деревне оказался предметом судебных споров

Кто в домике живет

Заброшенные дома в неперспективных деревнях идут под снос. Наследники умерших хозяев содержать их не хотят — накладно. А продать не могут — кому нужна хибара без удобств? В минувшем году по стране насчитали около 14 тысяч пустующих домов. Их, невостребованные, местные власти пускают под бульдозер. Никому не нужны, портят внешний вид. И вдруг — неожиданный факт: на Могилевщине хлипкая избушка оказалась предметом жарких споров. Деревянная, меньше сорока «квадратов», всего одна комнатка с печкой, протекающая крыша... Кому сдалось такое добро? Оказалось, сразу нескольким: тем, кто собственником себя считал 20 лет и жил в доме, и тем, кто является хозяином по документам.


Биография домика в деревне Седич Быховского района запутанная. По словам местных жителей, строил хату их земляк, который не вернулся с войны. Избушка много лет стояла сиротой, без хозяина обветшала, скукожилась, как и сотни других домов со схожей судьбой. Лет 20 назад ее облюбовала переселенка из Украины. В ту пору заселиться в «ничейный» сельский домик было легко. Много их, брошенных, было, и пускали туда местные власти временщиков — приезжавших в колхоз на сезонные работы, нуждавшихся в съемном жилье. Выгода очевидна: хозяин появится — сам хату и поправит. Так было и в этом случае. Бывшая горожанка заселилась, прописалась, долгие годы исправно платила за жилье. Когда ее не стало, домик в деревне решила оформить на себя внучка — быховчанка Ирина. Взяла соответствующую справку в сельсовете, что вправе претендовать на бабкино наследство. И крепко удивилась, когда этот документ районная прокуратура через суд признала незаконным. Мол, у дома, который их семья 20 лет считала своим, есть законный хозяин — коммунхоз. До него домик числился на балансе местного колхоза. Сперва одного, после укрупнения — другого, третьего... Так что ни о каком наследстве дома, в который бывшие жильцы вложили немало средств, речь идти не может.

Несостоявшейся наследнице, конечно, обидно. Такого поворота она никак не ожидала. Впрочем, этот случай — не исключительный. Когда несколько лет назад началась массовая инвентаризация сельских домов, оказалось, что у многих из них — полная неразбериха с документами. Заместитель начальника управления экспертно–правовой работы и обращений граждан Комитета госконтроля Могилевской области Олег Коробан уточняет, что у строений официально не было хозяев и их начали передавать на баланс колхозов, после, массово, — жилкомхозов. И колхозы это не радовало. Зачем нужен дополнительный балласт? Ведь домики, как правило, были не ахти, нуждались в ремонте, уходе. Поэтому, если появлялись претенденты на эти строения, местные власти шли людям на уступки. В одном из районов Могилевщины, например, под занавес приватизации разрешили оформить в собственность с десяток сельских избушек.

Местная власть имела на это право. Статья 235 Гражданского кодекса говорит о том, что если человек (не собственник) «добросовестно, открыто и непрерывно владел имуществом как своим собственным в течение 15 лет, он имеет право собственности на это имущество».

Но иметь право — не значит обязательно им воспользоваться. В этом вопросе допустимы варианты. И они — законны. В данном случае Быховский райисполком уступить Ирине дом, находящийся в коммунальной собственности, не захотел. На него у собственника свои виды. Планирует сдавать его в аренду желающим. На Быховщине в очереди на улучшение жилищных условий — 1.680 человек. Почти 900 готово снимать угол у государства. В том числе и в Седиче. Место красивое, а аренда домика в месяц обойдется рублей в 30. Главное, чтобы эти планы не остались на бумаге, а получили реальное воплощение. Ведь избушка в Седиче, если простоит месяц–другой без ухода и хозяев, может развалиться окончательно. И тогда не достанется никому — ни реальному собственнику, ни человеку, готовому хозяйничать в ней хоть завтра...

Кстати, о ветхих и пустующих домах в селах недавно шла речь в Минске на заседании «круглого стола» на тему «Возвращение к малой родине: нужна ли земля современному человеку?». Одним из предложений было — упростить порядок передачи такого жилья желающим жить в деревнях. Это помогло бы сохранить наши малочисленные деревеньки. Нужны и новые законодательные инициативы. Консультант отдела правового регулирования земельных отношений, геодезии, картографии Госкомимущества Александр Павлов рассказал, что сейчас готовятся изменения в документ, которым закреплены меры по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов на селе. Какими они будут, скоро узнаем.

olgak53@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter