Кто «утопил» белорусского Чапаева?

Легендарный  фильм  братьев  Васильевых  одним  принес  славу,  а  другим  —  расстрел  и  ГУЛАГ

Легендарный  фильм  братьев  Васильевых  одним  принес  славу,  а  другим    расстрел  и  ГУЛАГ

История эта прелюбопытная, но малоизвестная, потому что большинство документов, имеющих отношение к ней, хранились под грифом «Строго секретно». Некоторые из них найдены и прочитаны уже в наши дни. Но, скорее всего, найдены не все, потому что в истории этой до сих пор есть белые пятна и есть вопросы, на которые нет ответов.

Все началось с 1934 года, когда на экраны вышел знаменитый фильм братьев Васильевых «Чапаев». Он имел огромный успех. Его смотрела вся страна. Его хвалили на страницах газет и журналов. И это, конечно, не могло не породить белую зависть.

Идея  от  «добродея»

Фильм «Чапаев» принес одним славу, а другим — головную боль. Долгое время искусствоведы считали, что эта головная боль была местного масштаба, что ее породило партийное руководство БССР, которому очень захотелось иметь своего Василия Ивановича. Но три года назад был найден документ, который внес определенную ясность и дал ответ на ряд спорных моментов. И нашли этот документ не где-либо, а в фонде Сталина, который хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории. В руки известного белорусского исследователя Виталия Скалабана впервые попали письма, датированные 13 мая и 15 июня 1936 года. К великому вождю всех народов обращались два Николая, Гикало и Голодед. Один – первый секретарь ЦК КП(б)Б, второй – председатель Совнаркома БССР. Что волновало и беспокоило двух лидеров братской республики? Цитирую майское послание: «Согласно Вашим личным указаниям, переданным через тов. Голодеда, о создании кинофильма «Белорусский Чапаев» мы уже приступили к собиранию необходимых материалов. Но мы натолкнулись на затруднение в основном вопросе – кого взять главным героем этого фильма, т.е. кого взять за белорусского Чапаева. Ряд людей, которых мы перебрали, по-видимому, не подойдут для такой большой задачи, которую Вы поставили перед нами и в которой должна быть сконцентрирована героика Гражданской войны.

Придавая этому делу исключительно важное значение и зная, что Вам лично известно немало настоящих героев Гражданской войны, в том числе и по западному фронту, организатором побед на котором Вы являлись, как и на других участках, мы обращаемся к Вам, тов. Сталин, с просьбой принять нас по этому вопросу и помочь нам — подсказать (назвать) белорусского Чапаева, как это Вы помогли украинцам, назвав фамилию Щорса».

Примерно такого содержания и второе письмо: «...По вашему решению мы прибудем в любое время».

Иосиф Виссарионович на эти письма не ответил. И не принял Гикало с Голодедом. Почему? Трудно сказать, нет документов. Но теперь точно известно, что идея создания фильма о белорусском Чапаеве принадлежит лично товарищу Сталину.

Свой  герой

Естественно, после личных указаний по созданию фильма о белорусском Чапаеве в республике развернулись масштабные подготовительные работы, заседания, обсуждения и поиск героя.

Есть протокол заседания бюро ЦК КП(б)Б, появившийся на свет 19 декабря 1935 года. Протокол, естественно, «строго секретный», в котором сказано: «В 15-дневный срок рассмотреть вопросы, связанные с созданием фильма, посвященного белорусскому Чапаеву. А вместе с этим определиться с кандидатурой на роль главного героя, автора сценария, режиссера-постановщика и других исполнителей».

После «строго секретного» документа все пришло в движение,  завертелось. Была создана специальная комиссия, начались заседания директората Института истории партии, стали собирать боевых командиров, которые отличились в годы Гражданской войны и выслушивать их мнения, отправили в командировки ученых и журналистов, объявили конкурс на лучший сценарий, привлекли к этой работе маститых писателей.

И со временем из восьми претендентов на роль белорусского Чапаева все ярче вырисовывался один. Большинство склонилось к мнению, в том числе и Голодед, что им должен стать Алесь Соловей, крестьянский сын, батрак, участник мировой и Гражданской войн. Тот Соловей, который, несмотря на немецкое окружение, создал на обширной территории так называемую Рудобельскую федеративную республику. Тот герой из полесской глубинки, который подавлял белокопытовский мятеж в Гомеле,  который громил немцев и поляков и погиб в 1920 году, когда на его отряд налетела вражеская кавалерия и «порубила Соловья и его лошадь на мелкие кусочки». Несомненно, он лучше всех подходил на роль белорусского Чапаева.

Роковой  сценарий

К созданию кинопроизведения привлекались многие литераторы Союза. Приглашение было послано даже Алексею Толстому. Тот отказался. Отказался от почетной работы и Михась Лыньков. Скорее всего, потому, что не работал над сценариями и не знал специфики их написания. И тогда это дело было поручено Анатолию Вольному и Григорию Кобецу, которые уже пробовали свои силы в кино и  которых хвалили с высоких трибун за их работы.

Дочь Григория Кобеца Елена Григорьевна Кобец-Филимонова вспоминает:

— Авторы ездили по заданию ЦК партии в командировки, побывали на месте боев, встречались с матерью Соловья, с его боевыми друзьями. Собрали обширнейший материал. Кроме того, в их руках оказались партийные документы. Так что сценаристам было о чем писать, фактуры хватало. Но они пошли дальше. Авторам показалось, что мало красочных эпизодов, нет той изюминки, которая нужна для захватывающего фильма. Поэтому решили создать обобщающий образ и наделить его более яркими чертами. А это не всем понравилось. В газетах и на заседании в Союзе писателей драматургов критиковали за уход от исторической правды.

Сценарий Вольный и Кобец дорабатывали в Доме литераторов под Пуховичами. Вернулись они в Минск с надеждой, что через день начнутся съемки. К тому времени уже и артист на главную роль был определен. Белорусского Чапаева доверили сыграть заслуженному артисту БССР Владимиру Крыловичу. Но в ту же ночь Анатоля Вольного арестовали, а потом и расстреляли. А папа мой под видом командировки для сбора фактов для второй серии фильма «Искатели счастья» уехал на Дальний Восток. И «уехал» надолго: в общей сложности 22 года провел в ГУЛАГе.

Месть  вождя?

Фильм-легенда не состоялся. Естественно, возникает вопрос: почему? Почему Иосиф Сталин лично не определил героя, почему не принял ни Гикало, ни Голодеда, хотя сам был заинтересован в создании  картины о белорусском Чапаеве? Причина, скорее всего, одна. Вождь, у которого была цепкая память и который ревностно следил, как исполняются его поручения, особенно по созданию кинокартин, вероятно, все знал о работе над фильмом. Знал, что белорусы, не информируя его, уже выбрали героем Алеся Соловья, что написан сценарий и что его обсудили на заседании Союза писателей, что он утвержден и скоро начнутся съемки. А в том сценарии ни слова об «организаторе побед на западном фронте», то есть о товарище Сталине, о его роли в борьбе с немцами и белополяками. Это потом не простится и Александру Довженко, создателю украинского Чапаева – «Щорса», который позабыл сказать о великом вожде доброе слово.

Конечно, не за сценарий о Соловье один из его авторов — Анатоль Вольны был арестован и расстрелян, а второй сценарист фильма Григорий Кобец, боясь расправы, вынужден был бежать на Дальний Восток. Скорее всего, это драматические совпадения, прямых обвинений, связанных с работой над «Белорусским Чапаевым», никому из репрессированных не предъявлялось. Но почему-то мысли нехорошие приходят, даже мистические. Тем более есть и третий пострадавший: боевой командир Гай, сподвижник Александра Романовича Соловья, его тоже расстреляли, но раньше, в 1935 году.

Дочь кинодраматурга Елена Григорьевна Кобец-Филимонова  не верит в мистику, хотя и не отрицает, что есть белые пятна в этой истории.

— Особенно загадочны письма Гикало и Голодеда Сталину. Сразу видно, что они написаны с единственной целью: обезопасить себя. Обратите внимание, сколько мольбы в них, сколько преклонения. И не одно письмо, а два за небольшой промежуток времени. Видимо, что-то напугало двух Николаев. Скорее всего, они прослышали о гневе Иосифа Виссарионовича и знали, чем это грозит. Они даже пошли на обман вождя, прося совета и личной встречи, что было явно не в их пользу.

— А на какой обман, Елена Григорьевна?

— Лукавили Гикало и Голодед. Они в мае и июне 1936 года просят Сталина, чтобы тот помог им определиться с белорусским Чапаевым, хотя к тому времени уже был определен герой и написан сценарий. Это подтверждает газета «ЛiМ», написавшая, что еще 26 апреля 1936 года в Союзе писателей Беларуси прошло обсуждение нового сценария товарищей Вольного и Кобеца об одном из героев Гражданской войны — Алесе Соловье. В обсуждении приняли участие Купала, Лыньков, Гурский и ряд других известных литераторов. Так что с письмами этими, как и с другими эпизодами, много вопросов, на которые нет пока ответа.

А  мог  ли  появиться белорусский  Чапаев?

— Елена Григорьевна, а какова дальнейшая судьба сценария, может, потом кто-то возвращался к нему, к теме белорусского Чапаева?

— Когда папа вернулся после реабилитации в Минск, то решил к 40-летию советской власти восстановить сценарий. И восстановил, сделав его более обширным, у него появились новые эпизоды, которых не было в первом варианте. Эти эпизоды он брал из жизни: и когда служил у Буденного, и когда имел какое-то отношение к батьке Махно. Сценарий получился интересный, двухсерийный. Кобец сдал его на киностудию, но сценарий не приняли к производству. И не вернули его автору. Почему? Там уже был сценарий Граховского и Фигуровского «Рудобельская республика», в котором одним из главных героев был известный вам Алесь Соловей, то есть белорусский Чапаев. Папа в 1972 году смотрел этот фильм по телевидению и был страшно расстроен. Он узнал эпизоды из своего сценария. Выходит, их украли. По этому поводу у меня состоялся разговор с Сергеем Граховским. Он плакал и божился: не обвиняйте меня, это сделал Фигуровский, он писал сценарий, а не я.

А фильм не удался. Он скучный, в нем нет динамики, острых моментов. Одни заседания и длинные беседы. Поэтому он забыт и о нем теперь редко кто вспоминает. Если бы тот сценарий, переделанный отцом к 40-летию БССР, пошел в производство, то у нас был бы свой белорусский Чапаев. Впрочем, сценарий и сегодня не устарел, но ему нужно новое прочтение. А темы Гражданской войны, героизма вечные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter