Кто-то теряет, а не находит...

К сожалению, окупаются они пока недостаточно. Сельхозпредприятия несут большие потери из-за нарушения технологии и неорганизованности. Кое-где выручка от реализации сельхозпродукции значительно отстает от производственных затрат. Судя по всему, у некоторых хозяйств по итогам прошлого года может оказаться убыточным даже молоко.

Во время выступления на коллегии главного аграрного ведомства страны по итогам работы за минувший год заместитель премьер-министра Валерий Иванов для размышления привел немало интересных цифр, которые красноречиво говорят о вкладываемых в сельское хозяйство средствах.

К сожалению, окупаются они пока недостаточно. Сельхозпредприятия несут большие потери из-за нарушения технологии и неорганизованности. Кое-где выручка от реализации сельхозпродукции значительно отстает от производственных затрат. Судя по всему, у некоторых хозяйств по итогам прошлого года может оказаться убыточным даже молоко.

Причин тому немало. Это и рост цен на энергоносители, технические средства, удобрения, другие материальные ресурсы. Достаточно сказать, что только в августе—ноябре увеличилась стоимость газа на 13 процентов, электроэнергии — более чем  на 23, фосфорных удобрений — на 9,5, азотных — почти на 12, дизельного топлива — на 34 процента. В целом затраты сельскохозяйственных организаций на основные ресурсы на то время выросли почти на 790 миллиардов рублей.

Но при этом нельзя не отметить и человеческий фактор, желание нарастить объемы любой ценой. Валовые показатели очень часто довлеют над экономическими. К чему это приводит, общеизвестно. Производственные подразделения, хозяйства, целые районы несут огромнейшие потери.

Пожалуй, все прекрасно понимают, чем обосновывается, например, негласный запрет на продажу откормочного молодняка животноводческим комплексам соседних районов. В первую очередь узковедомственными, местническими, но не государственными интересами. Так, успешно работающие комплексы СПК «Остромечево» Брестского, СПК «Федорский» Столинского районов имели около 1000 свободных мест. Отсутствие возможности закупки молодняка вынуждает эти сельхозпредприятия передерживать скот на откорме, что приводит к перерасходу кормов и удорожанию продукции.

При возможности производить в больших объемах дешевое мясо КРС посредством концентрации откормочного поголовья в наиболее эффективно работающих сельскохозяйственных организациях по-прежнему сохраняются мелкие малопродуктивные, но высокозатратные фермы.

Довольно часто можно услышать призывы считать деньги, эффективно использовать технику, получать большую отдачу от кормов. Но кто во время их заготовки считает, во что они обойдутся? Анализ будет сделан по результатам полученных молока и мяса. Поэтому здесь, как известно, допускаются огромнейшие потери. Достаточно сказать, что общий перерасход кормов к нормативному уровню за три квартала прошлого года в целом по республике превысил 3,5 миллиона кормовых единиц, что равнозначно более одного триллиона рублей.

 Не слабо, как и потери на комплексах из-за разницы реальной и нормативной продуктивности животных. Они оцениваются примерно в 6 тысяч тонн, или один процент в производстве КРС. А сколько недобрали зерна, молока, другой продукции?

На коллегии Валерий Иванов призвал руководителей навести порядок на местах. «Необходимо добиться реальной оценки состояния дел», — говорил он. Если для улучшения ведения дел в отрасли нужны изменения структуры управления, то это будет сделано.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter