Источник: Знамя юности
Знамя юности

Председатель Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш о цифровой среде, девочках-игроках и карьере до 30

Кто там MVP?

Днями напролет играть в компьютер и получать за это миллионы – кто из подростков об этом не мечтал бы? С развитием технологий утопия стала реальностью: профессионалы зарабатывают на жизнь, забирая призовой фонд на турнирах. О том, кто становится чемпионом и какие подводные камни ожидают игрока на пути к успеху, рассказал председатель Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш.

Реальность vs виртуальный мир

Приставка «кибер» ассоциируется с виртуальными играми. Гейминг вроде бы означает то же самое. Значит, синонимы? Оказывается, нет. Эти понятия нужно разделять, говорит Денис:

– Геймеры играют только в удовольствие: способны часами сидеть за компьютером, но при этом не обязательно добиваться выдающихся результатов. Цель киберспортсмена – понять механику игры, разработать свою тактику, собрать команду и победить.

В виртуальном мире каждый может быть кем захочет. Порой нет желания возвращаться в реальность. Но жить все время в грезах нельзя, убежден эксперт:

– Короткие игровые сессии помогают перезагрузиться, выплеснуть эмоции, социализироваться. Благодаря развитию мировой паутины через компьютер возможно взаимодействовать с другом, который находится за сотни километров от тебя, познакомиться с геймерами из других стран. Но важно соблюдать баланс между виртуальной и реальной жизнью, правильно расставлять приоритеты.

В 30 лет карьера завершается

Одна из особенностей виртуального спорта – его безграничность. На компьютере сражаться с противниками можно из любой точки мира. Однако в профессиональной лиге есть нюан­с, поделился председатель федерации:

– Карьера киберигроков длится примерно до их 30-летия. Это не означает, что нужно полностью отказываться от спорта. Можно стать тренером или консультантом молодой команды, подсказывать план действий, делиться приобретенным опытом.

Зачастую детям с инвалидностью сложно найти друзей, избежать неловких вопросов от тиммейтов (товарищей по команде) о состоянии здоровья. Денис Богуш заметил, что многие из них увлекаются компьютерными играми:

– Не раз наблюдал, как у детей с инвалидностью хобби превращается в профессиональное занятие: они побеждают на турнирах, находят единомышленников. Само понятие «спорт» подразумевает организованную по определенным правилам деятельность людей, состоящую в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей. В любых соревнованиях 80 процентов успеха зависят от тренировок, умения быстро анализировать ситуацию и принимать решения, работать в команде.

На технике лучше не экономить

Недавно завершились игры Белорусской студенческой лиги по киберспорту. Определить лучших в своем деле помогли технологии, поделился секретом спикер:

– Каждый игрок оставляет в компьютере электронный след. Можно отследить его и увидеть результаты геймера, его достижения. Таким образом и определяются самые успешные спортсмены. На прош­лый турнир зарегистрировалось около ста команд в каждой дисциплине – около тысячи человек. Первый этап проходил онлайн, поэтому ограничений по количеству участников не было, но в офлайн-финал прошло только по четыре команды в каждой дисциплине. На соревнованиях студенты борются и за призовой фонд, и за возможность познакомиться с профессионалами, наладить сотрудничество, прокачать свои навыки, зарекомен­довать себя.

Классические виды спорта травмоопасны: одно неверное движение – и о карьере можно забыть. Чем болеют киберигроки? Предполагаю, список недугов возглавляют сколиоз и близорукость. Вовсе нет, заметил Денис:

– Если ответственно подходить к выбору техники и правильно располагаться за монитором, проблем с осанкой и зрением не возникнет. Игровые мыши и клавиатуры только визуально похожи на офисные. Они отличаются формой, точностью. То же самое касается монитора. Не обязательно покупать последнюю модель девайса – нужно сделать акцент на ее технических характеристиках: посмотреть обзоры в интернете, поинтересоваться, какими устройствами пользуются профессиональные игроки. Не зря на соревнованиях разрешают пользоваться своими мышкой, ковриком и другими аксессуарами: от них зависит успех. Правда, среди киберспортсменов распространена одна болезнь – туннельный синдром запястья. Но и ее можно избежать: чтобы свести вред от работы за компьютером к мини­муму, стоит правильно настроить высоту стола и стула.


Киберспорт – не только для парней. Если в команде есть девушка, она, скорее всего, чемпионка, считает эксперт:

– Соперники всегда сильно переживают, когда видят в списке участников барышню. Никому не хочется, чтобы их переиграла девчонка. По опыту скажу: девушка, которая пришла в киберспорт, настроена решительно – упорно идет к цели и доказывает всем, что она тоже может быть профессионалом.

СЛОВАРИК «ЗН»

DLC – цифровое дополнение к игре.

Ачивка – внутриигровое достижение.

Катка – матч.

Лутбокс – контейнер со случайным призом.

Спидран – крайне быстрое прохождение.

Рower-up – усиление, бонус.

Нерф – ослабление характеристик какого-либо игрового элемента.

MVP (most valuable player) – самый ценный игрок.

Фаст раш – быстрая атака.

gardevich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter