Не так давно знакомый дирижер жаловался: «Представляете, у меня из оркестра увели кларнетиста. Да лучше б у меня жену увели!» В симфонических оркестрах скоро станет некому играть, ведь музыкальные школы, училища и вузы провисают по целому ряду позиций. На это обращают внимание все: и руководители коллективов, и педагоги.
Фото Артура ПРУПАСА
Дефицит определенных специальностей существовал всегда, и вызывают его причины вполне конкретные. Периодически в творческих коллективах не хватает контрабасистов или виолончелистов, в редкой музыкальной школе можно найти гобой, фагот, валторну или тубу. На выбор родителей, отдающих ребенка «на музыку», влияют как популярность инструментов (как правило, в фаворе фортепиано и скрипка), так и наличие педагогов.
Алексей Фролов.
Фото Павла Чуйко. |
— С точки зрения перекоса внутри нашей сферы, допустим, флейт много, поскольку есть педагоги–флейтисты, и они воспитывают учеников в соответствующем количестве. В итоге, естественно, сильнее конкуренция. Фаготов или гобоев всегда было меньше, это более элитарная профессия. Причины — дорогие инструменты, сложная учеба. У фортепиано и струнных свои трудности, безусловно, но духовые все ж таки более капризны, и в особенности духовые язычковые инструменты. Родители это тоже видят, их логика проста: зачем ребенку мучиться, когда можно дать ему флейточку, и он будет на ней что–то чирикать, как птичка.
Главный дирижер музыкальной капеллы «Сонорус» Александр Хумала считает, что популярность отдельных музыкальных специальностей имеет свои причины:
Александр Хумала.
Фото Александра Стадуба |
Проблема на самом деле гораздо глубже, чем просто нехватка музыкантов по отдельным специальностям, уверен председатель Союза музыкальных деятелей Михаил Дриневский:
Михаил Дриневский.
Фото Александра Стадуба |
Помимо прочего, сегодня мы пожинаем плоды демографической ямы 90–х годов — таково мнение директора Гродненского государственного музыкального колледжа Алексея Солодухина:
— Объективной причиной недоборов в профильные учебные заведения становится демографическая ситуация — в целом меньше выпускников школ, а значит, меньше поступающих в колледжи и далее в вузы. Вторая причина — безусловно, престиж профессии, прежде всего в финансовом плане. Идут получать профессиональное образование либо такие таланты и энтузиасты, кто без музыки просто не может, либо те, кто больше нигде себя не нашел, а музыкальную школу все–таки оканчивал. Хотя сейчас мы, по ощущениям, все–таки делаем какой–то шаг вперед, и, надеюсь, должны немного отойти от той критической точки, на которой находились последние пару лет.
Алексей Солодухин.
Фото music.grodno.by. |
Специальности, традиционно считающиеся редкими, страдают в данной ситуации острее, конкуренция в них оказывается ниже, а значит, свободные места в оркестрах, равно как вакансии педагогов рискуют быть заполнены музыкантами не самого высокого уровня. Вымывание кадров, миграция музыкантов за рубеж также сказывается на ситуации не лучшим образом. К примеру, специалисты отмечают, что в Могилеве прекрасная гобойная школа, но перспективные студенты из этого региона чаще предпочитают искать себя не в Минске, а в Москве или в западных странах, причем еще на стадии обучения.
Михаил Дриневский с горечью замечает:
— На чужую мельницу воду льем, а своя речечка высыхает!
Валторна и фагот.
Внимание публики занимают легкие жанры, не скрывает огорчения Алексей Солодухин:
— Посмотрите телевизор, почитайте газеты — кругом эстрада. А есть ведь конкурс имени Чайковского, в котором побеждали белорусы, но их намного меньше пиарили, чем эстрадников; существуют другие, очень и очень престижные мировые музыкальные конкурсы, с которых привозят награды наши исполнители. Много ли мы слышим об этом в СМИ?
Фото Павла ЧУЙКО.
Все очевидно: академической музыке нужно уделять не меньше внимания, чем популярной. А то ведь что станет с той же эстрадой, если исчезнут профессиональные музыканты? Фонограмму записать некому будет!
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия № 219 (24849). Четверг, 12 ноября 2015