Кто сварит гречневую кашу?

Правительство требует от аграриев закрыть образовавшуюся брешь в продовольственной безопасности страны.

ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ назад эта традиционная славянская культура занимала в республике крайне небольшие площади. Как следствие, потребление гречневой крупы составляло до полутора килограммов в год в расчете на одного жителя республики, или 15—25 процентов от минимальных медицинских норм.

Принятые Минсельхозпродом «Мероприятия по обеспечению крупой собственного производства на 2006—2010 годы», разработанные при участии Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию, не дали культуре исчезнуть вообще. Был предусмотрен комплекс мер по производству зерна в требуемых для промышленности объемах. Не без трудностей, но все же  внесли изменения в структуру посевных площадей. Тем не менее крупу приходится по-прежнему закупать в России и Украине.

Нынче ситуация резко осложнилась: из-за аномальной летней жары гречиха в этих странах просто не уродилась. Россия даже ввела запрет на продажу зерна за рубеж. В итоге импортеры ввезли гречки в три раза меньше.

Исходя из ситуации, премьер-министр Михаил Мясникович поставил задачу: Беларусь должна полностью обеспечить внутренние потребности в гречихе. Как утверждают специалисты, торговым организациям требуется около 25 тысяч тонн крупы. И у нас есть все возможности выпустить такое количество на ОАО «Гомельхлебопродукт», единственном в стране крупном предприятии, которое занимается ее производством. Вот только вопрос: где взять сырье?

В феврале нынешнего года постановлением Совета Министров утверждены новые закупочные цены на сельхозпродукцию урожая 2011 года. На гречиху первого класса, поставляемую для переработки в крупу, они установлены  в размере 1726 тысяч рублей за тонну. Хороший стимул для производителей, которые пока с недоверием и осторожностью относятся к культуре.

Как утверждает первый заместитель генерального директора НПЦ НАН по земледелию доктор сельскохозяйственных наук Михаил  Кадыров, достичь необходимых для республики объемов гречихи вполне реально.

— Потенциал этой культуры довольно высок и в нашем климате,— подчеркивает ученый. — Более 80 процентов — это районированные белорусские сорта, которые на некоторых опытных участках дают до 35 центнеров с гектара. Только в прошлом году получено три высокопродуктивных сорта отечественной селекции:  «сапфир», «аметист» и «марта». Уже сейчас есть возможность получать стабильные урожаи не менее 25 центнеров, а мы имеем только 11—13.

Главная причина в том, что пока нет специализации, отмечает Михаил Кадыров. Хозяйства засевают гречиху на небольших площадях, где и уход соответствующий. «Крайне важно своевременно провести зяблевую вспашку, а основной элемент, определяющий урожайность, — оптимальные сроки сева. Опоздал на один день — минус почти центнер. А еще, скажу прямо, сельхозорганизации сейчас просто не заинтересованы в гречихе, урожайность которой в три раза ниже, чем у зерновых культур», — заключил Михаил Кадыров.

Нельзя не согласиться с известным ученым. Гречишные поля в республике, безусловно, требуют оптимизации и дальнейшего расширения. Сегодня ясно, что этой довольно капризной, уязвимой к погодным условиям культурой надо заниматься серьезно, а не по остаточному принципу. Не секрет ведь, что под гречиху зачастую отводят «дальние» поля или угодья около леса, при дороге. О какой высокой культуре земледелия здесь можно вести речь? А ведь это и великолепный медонос, а также отличный предшественник в севообороте. Недаром говорят, что с гречихой поле краше, от нее и мед, и каша!

Еще два года назад предлагалось выделить производство этой культуры в отдельную строку. Но, к сожалению, пока все остается по-старому. Только в магазинах мы видим новые ценники, которые, по мнению аналитиков, до нового урожая вряд ли изменятся.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter