Кто создает барьеры Таможенному союзу?

Против товаров стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана сегодня действует 106 ограничений, введенных в разные годы

Против товаров стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана сегодня действует 106 ограничений, введенных в разные годы

Евразийская экономическая комиссия представила «Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье».

Против товаров стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана сегодня действует 106 ограничений, введенных в разные годы. В их числе антидемпинговые расследования, введение акцизов на дискриминационной основе, квоты, дополнительные сборы, специальные технические меры, а также экономические и политические санкции в отношении Беларуси.

Шестьдесят две ограничивающие меры против продукции Таможенного союза приходятся на долю стран дальнего зарубежья, причем наибольшее количество – у США и ЕС (по 18).

Именно ЕС наиболее активно вводит ограничительные меры, так как он – наиболее крупный партнер ТС. В частности, введены меры против трубной промышленности, против минеральных удобрений, действуют различного рода ограничения на поставку продукции сельского хозяйства, квоты на зерновые, технические барьеры.

Около трети ограничительных мер (38%) приходится на страны СНГ, при этом большинство из них – на Украину (17 мер) и Узбекистан (15 мер).

Остальные страны СНГ, применяющие ограничительные меры, – Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Туркменистан. Например, Молдова взимает сбор с импортных товаров (в том числе российских), «в процессе использования которых загрязняется окружающая среда»; в соответствующий список входят 180 наименований товаров, в том числе нефтепродукты, удобрения, сигареты, электроприборы и автомобили.

Наиболее существенно из стран СНГ торговлю с ТС ограничивает Узбекистан. Так,  республикой установлены 15 ограничительных мер. Еще Узбекистаном применяются  дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций – в частности, к таким товарам относятся мука, кондитерские  изделия, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво.

Кроме того, Узбекистаном отмечено применение ряда мер административного характера – разрешительные системы перевозок аммиачной селитры и автомобильного транспорта через территорию республики ввиду короткого срока действия разрешений и трудностей, связанных с их получением. Также на территории Узбекистана конвертация валюты в СКВ задерживается на срок от трех до двенадцати месяцев и более, а получение кредитов возможно только для приобретения товаров местного производства.

Украина применяет 10 антидемпинговых мер в отношении древесно-волокнистых плит, флоат-стекла,  шифера, абразивного инструмента, стрелочных переводов и метанола,  проводит антидемпинговое расследование в отношении стеклянной тары медицинского назначения. Кроме того, в настоящее время действуют две специальные защитные меры в отношении спичек и бесшовных труб.

Что касается товаров РФ, то США ввели против них наибольшее число ограничительных мер – 16. Вместе с тем действие четырех мер (в том числе поправки Джексона – Вэника) сейчас приостановлено.

В настоящий момент наблюдается тенденция усиления протекционизма, которая фиксируется ВТО. Так, с мая по октябрь зафиксирована 71 ограничительная мера в рамках «большой двадцатки». Это связано с кризисными явлениями в мировой экономике.

Теперь российско-белорусско-казахстанская организация готовит рейтинг стран, возводящих торговые барьеры для их. Об этом сообщил министр Евразийской экономической комиссии по торговле Андрей Слепнев.

– Перечень барьеров действительно широк, и мы надеемся использовать наши двусторонние и многосторонние механизмы для решения проблемы, а также арбитражные судебные механизмы в рамках СНГ. Для решения торговых споров и ликвидации барьеров организация будет использовать площадку ВТО, – заключил Слепнев.

Напомним, что Евразийская экономическая комиссия создана решением президентов России, Беларуси и Казахстана в конце 2011 года как единый, постоянно действующий, регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

ЕЭК имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории ТС.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter