Производители в меньшей степени заинтересованы в качестве своей продукции, чем продавцы?

Кто шил костюм

В редакцию обратилась Наталия Дулевич из Глубокого. По образованию — юрист, по должности — директор ООО «МаксимЦентр». За плечами у Наталии — несколько судебных заседаний. Руководитель частной торговой организации безуспешно пыталась отстоять собственную правоту в затянувшемся споре с проверяющей инстанцией. Сегодня она убеждена, что производители в меньшей степени заинтересованы в качестве своей продукции, чем продавцы. Так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться в ситуации и выслушать все стороны. Хотя бы для того, чтобы в столь неприятную ситуацию, как Наталия, не попали другие предприятия и индивидуальные предприниматели.


«МаксимЦентр» занимается продажей мебели. Исключительно белорусского производства. Общество с ограниченной ответственностью сотрудничает более чем с десятком больших и малых фирм по изготовлению диванов, кроватей, шкафов, гарнитуров и других нужных в доме вещей. Директор торговой организации рассказывает:

— Все подлежащие сертификации товары у нас имеют необходимые документы. Их мы в обязательном порядке запрашиваем у поставщиков. Но при внеплановой проверке торгового зала специалисты Полоцкого отдела Витебской областной инспекции Госстандарта предъявили ряд претензий к качеству мебели. Причем такие специфические, разобраться в которых могут только профессионалы-мебельщики, но никак не торговые работники. Например, в отсеке для постельных принадлежностей тахты и дивана-кровати проверяющие нашли ворсистости и заусеницы. Где-то внутри обнаружили неправильно обработанный брус. Но почему я сегодня должна нести за это ответственность, если есть сертификаты качества, производители не отрицают свою принадлежность к этой продукции? А то ведь в отношениях поставщик — продавец вообще, как у нас, может дойти до курьезных случаев.

Об этом «курьезе» Наталия Дулевич рассказывает отдельно. На одном из могилевских предприятий «МаксимЦентр» закупил для продажи подставки для цветов. О том, что товар имеет именно такое предназначение, было указано в накладных, выписанных производителем. А еще — в заводской маркировке на самом товаре. Естественно, на ценниках, выставленных в магазине, продавцы написали то же самое. Но контролеры решили, что это вовсе не подставки для растений, а… детские стульчики. И если подставки в сертификатах не нуждаются, то стульчики — в обязательном порядке. В итоге торговую организацию оштрафовали. А в качестве подтверждения истинного предназначения товара предложили промониторить сайт предприятия-изготовителя, где эти подставки предлагались в качестве стульев.


Директор «МаксимЦентр» утверждает: изменения на сайте произошли уже после отгрузки им товара. Но ведь у нее есть все документы на то, что изделия предназначены не для детей, а именно для зеленых насаждений.

Что думают по этому поводу в Витебской областной инспекции Госстандарта? Ее начальник Оксана Мурашкевич с проблемой знакома. И спорной ее вовсе не считает:

— Продавец товара также отвечает за его качество. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выпуск в продажу бракованной продукции. Есть и специальное положение о приемке товаров по количеству и качеству, которым регулируются отношения между продавцом (поставщиком) и покупателем. Так что и всевозможный брак в изделиях, и правильное указание их предназначения нужно проверять, прежде чем выставлять в торговом зале. Что касается предприятия-изготовителя, то о всех выявленных в ходе проверок недостатках мы обязательно информируем наших коллег по месту территориального расположения. Специалисты Госстандарта выходят на дополнительные проверки, оценивают соблюдение промышленниками качественных характеристик продукции, соответствие ее ранее выданным сертификатам. И тоже принимают решение о наказаниях.

Наталия Дулевич, в свою очередь, утверждает, что в Кодексе об административных правонарушениях, где определено наказание за «выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставку (реализацию) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям», говорится вовсе не о продавцах, а об изготовителях:

— Нужно различать понятия. Мы продаем товар, а предприятие выпускает продукцию. Значит, и речь идет о них, — убеждена директор «МаксимЦентр». — Имея на руках сертификаты, мы полностью им доверяем. Так же, как доверяют и те, кто торгует, скажем, стройматериалами, бытовой техникой. Понимаем: аккредитованные органы по сертификации следят, чтобы заявители, которым они выдают документы, соблюдали законодательство и выпускали в обращение продукцию надлежащего качества. Как проверить это качество торговле? У нас нет специальных лабораторий, чтобы детально исследовать полученный товар. В том числе не только на ворсистость, заусеницы, качество проклейки, но и на содержание вредных веществ, надежность и безопасность использованного клея, поролона, мебельной ткани… Так почему в первую очередь виноват продавец, но не производитель?

Вот такие разногласия. В общей сложности «МаксимЦентр» и его сотрудники оштрафованы на 5 миллионов рублей. Сумма небольшая. Гораздо дороже обходится судебная тяжба. И все это из-за того, что деловые партнеры, в нашем случае — мебельщики, просто не захотели сделать свою работу так, как положено. Кстати, в инспекции Госстандарта отметили: при наличии полноценного договора между производителями и торговыми организациями все финансовые издержки за поставку некачественной продукции можно взыскать с виновных. Так, может быть, партнерам изначально нужно быть более честными по отношению друг к другу?

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter