На выборах в Австрии праворадикальная “Партия свободы” получила более 30% голосов

Кто шагает правой?

“Первой ласточкой” назвали Австрию
“Первой ласточкой” назвали Австрию. Но сразу было понятно: это лишь начало. На местных выборах праворадикальная “Партия свободы” получила более 30% голосов. Если это не победа, то что? 

Те наблюдатели, которых результат напугал (а напугал многих), не устают повторять: ультраправые не победили, но в обоих случаях показали “только” второй результат. На предыдущих выборах 2009 года “Партия свободы” набрала вдвое меньше — 15,3% голосов. Лучшим результатом в ее истории были 27% в 1999 году, когда партия вошла в правительственную коалицию. И тогда это был скандал на всю Европу: страны — члены ЕС прекратили сотрудничество с правительством Австрии. За что? А за то, что оно нарушило существовавший с 1945 года негласный (но соблюдаемый) запрет на создание коалиций с праворадикальными партиями. Несколько месяцев лидеры других стран с членами австрийского кабинета министров не здоровались за руку. Но потом (и года не прошло) отношения нормализовались. В конце концов, за “Партию свободы” проголосовал народ: если это не демократия, то что тогда демократия? Так что “первой ласточкой” Австрия стала задолго до нынешнего миграционного кризиса. Испуг и неприятие мигрантов стали главными причинами успеха партии на выборах, считают обозреватели. А ведь факторы эти в ближайшее время не исчезнут. А это означает, что и факторы успеха праворадикальных партий будут только множиться. 

Национал-консервативная Швейцарская народная партия победила на выборах и вместе с тремя другими партиями правого спектра получила убедительное большинство в парламенте. Швейцарская народная партия шла на выборы с призывами ужесточить миграционное законодательство и дистанцироваться от Европейского союза (Швейцария, напомню, не член ЕС, но входит в Шенгенскую зону). 

На выборах в Польше победила национал-консервативная партия “Закон и справедливость”, которая сможет сформировать однопартийное правительство. Нынешний президент Польши Анджей Дуда также выдвиженец этой партии. Эксперты не скрывают тревоги: Польшу ожидает неизбежный поворот вправо, к тому же лидер партии Ярослав Качинский не скрывает симпатий к венгерскому премьер-министру Виктору Орбану, которого не так давно председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал (как будто в шутку, но все поняли, что всерьез) “диктатором”. Тревогу бьют в Брюсселе (Качинский и его партия — явные евроскептики), Берлине (его напрягает предсказуемая сильная антироссийская риторика) и даже в Праге. Чешские политики боятся, что Польша не станет больше играть роль моста между Востоком и Западом: Качинский считает, что, набирая очки в Евросоюзе (возглавляющий нынче Европейский совет поляк Дональд Туск многие годы был лидером партии “Гражданская платформа”, которая нынешние выборы проиграла), поляки поступились национальной гордостью. И намерен это исправить. Это, уверены в Праге, вызовет проблемы в Центральной Европе. Например, в странах Вышеградской группы только у Чехии остается коалиционное правительство. У других — Венгрии, Словакии и Польши — правительство формирует одна партия, и каждое из этих правительств — правое, евроскептическое и антимигрантское. Кстати, в самой Чехии антимигрантские и антиисламские настроения тоже сильны, просто следующие парламентские выборы пройдут здесь в 2017 году, и до этого времени, как наверняка надеются центристы и левые, ситуация с мигрантами как-то разрешится. Что на самом деле не факт.

В Турции на вторых за этот год парламентских выборах подавляющее большинство голосов и 317 мест в парламенте (этого достаточно, чтобы сформировать однопартийное правительство) получила правящая “Партия справедливости и развития”, за которой стоит президент Реджеп Тайип Эрдоган. Все международные наблюдатели отметили нарушения в процессе выборов, а ПАСЕ и вовсе назвала выборы “несправедливыми”. Но для “реальной политики” это не имеет значения: сегодня Турция Эрдогана нужна ЕС для решения миграционного кризиса. Поэтому на “несправедливые” выборы в Евросоюзе закрывают глаза и обещают большие деньги — для создания миграционных центров. Ангела Меркель побывала в Турции аккурат накануне выборов, и если это не поддержка Эрдогану, то что? 

Напор правых пугает умеренных и левых политиков (в ЕС таких пока большинство), но обнадеживает электорат: они как минимум решительны и последовательны. Так что Орбан — новый маяк Евросоюза. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter