Если вы увидите эту женщину на улице, то скорее всего не обратите на нее внимания. Ничего особенного: слегка за 60, немного располневшая фигура, перманент на жестких черных волосах. Скользнете взглядом и пройдете мимо. Но столкнуться с Чан Лайва на улице почти невозможно: она уже давно не ходит пешком, а удобно располагается на заднем сиденье роскошного лимузина. И не потому, что не хочет сливаться с массой прохожих, просто многое в ее жизни определяет скорость - передвижения, принятия решений. Как это у нас любят повторять: время - деньги?
На это она снисходительно улыбается и говорит: "Деньги - ничто, с ними не рождаешься и не заберешь с собой в могилу. Что нужно сделать, пока мы живы, - заработать хорошую репутацию, заслужить уважение общества и людей". Услышать эти слова - первый шок от нашей встречи.
Моя собеседница - Чан Лайва, самая богатая женщина в Китае (и одна из богатейших в мире), личное состояние оценивается в 5,5 млрд. юаней (665 млн. долларов). Основа ее богатства - компания "Fu Wah International Group", основная сфера деятельности - недвижимость. В Пекине компании принадлежат гостиницы, жилые комплексы, клубы - в самых престижных местах. Утверждают, что у самой Чан Лайва есть дар греческого царя Мидаса - все, к чему она прикасается, превращается в золото.
Насчет золота не уверена, на мой взгляд, ей больше по вкусу платина и яшма - именно такие были на ней украшения, в тон зеленому трикотажному платью со стразами. И скромные бриллианты в ушах (если к бриллиантам в принципе применим этот эпитет).
Мы встретились в одном из зданий принадлежащего Чан Лайва комплекса "Лихуа", на территории которого находится крупнейший в мире (!) музей красного сандалового дерева, который на собственные деньги построила и содержит моя собеседница. Во всем чувствуется роскошь - традиционная, китайская, которая не бьет в глаза позолотой, а проявляется в нюансах и деталях. Чтобы понять ценность окружающих вещей, нужно знать, что в Древнем Китае красное сандаловое дерево приравнивалось по стоимости к золоту и драгоценной яшме. Мебелью, изготовленной из этого дерева, могли пользоваться только императоры. Для производства годятся лишь 300-летние деревья, которые уже практически исчезли в Китае, их можно отыскать только в труднодоступных местах Южной Азии и на островах Тихого океана.
В сопровождении аромата благоухающего жасминового чая, налитого в полупрозрачные фарфоровые чашечки, начинается наш разговор. Чан Лайва родилась в знатной маньчжурской семье, принадлежавшей к клану Желтого Знамени. Правда, семью трудно назвать богатой - к моменту ее рождения империя пала, а республиканский Китай не очень жаловал маньчжур. Тем не менее детские годы Чан Лайва прошли в Летнем дворце, именно там возникла ее любовь к императорской мебели, особенно из сандалового дерева.
Два гардероба с историей в несколько сотен лет, принадлежавших ее семье, сегодня выставлены в музее. Как их удалось сохранить - почти детективная история. Одна из особенностей мебели из красного сандалового дерева - она изготавливается по принципу конструктора "Лего", когда одни части крепятся к другим без гвоздей или шурупов. Поэтому когда в воздухе запахло "культурной революцией", семья Чан Лайва просто разобрала шкафы и так сумела спасти их от хунвэйбинов, в течение 10 лет боровшихся с "отжившей" культурой.
Сегодня Чан Лайва неохотно вспоминает то время: "Так много настоящих сокровищ традиционной культуры погибло!" Именно в те годы она переехала в Гонконг, где к тому времени обосновалась многочисленная родня.
- Мы часто собирались все вместе и рассуждали о том, что нужно сделать для того, чтобы наша страна развивалась, чтобы у нее было лучшее будущее, и что мы сами можем сделать для этого. Мы все очень благодарны Дэн Сяопину с его политикой открытости и реформ. Только с началом этой политики у нас появился шанс воплотить наши идеи в реальность. Многие вернулись, чтобы внести вклад в строительство нового Китая. Знаете, у меня была ностальгия, тоска по родине, и при первой же возможности я вернулась в Пекин, мой родной город. Самое главное для меня - сохранение и развитие китайской культуры. Кое-что сохранилось, многое удалось найти и собрать. Но я не только коллекционирую старое, я создаю новое, восстанавливаю утраченное, продолжаю традиции.
Чтобы понять, что имеет в виду Чан Лайва, нужно побывать в ее музее, коллекция которого уникальна. Наряду с более чем 200 подлинными предметами старинной императорской мебели династий Мин и Цин, здесь более 1.000 "новых" экспонатов, которые ценятся не меньше своих старинных собратьев - благодаря использованному материалу и тонкости работы.
На мой субъективный взгляд, один из удивительных экспонатов музея - набор мебели из фанеры. Ее своими руками сделал бывший председатель Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) Ли Жуйхуань, который во время "культурной революции" был отправлен, как и все интеллигенты того времени, в сельскую местность - на "перевоспитание трудом".
Кстати, и сама Чан Лайва является членом НПКСК - органа, по статусу почти равного парламенту, так что свой девиз "Служить людям" она воплощает в жизнь самыми разными способами. В ближайших планах, например, построить в Пекине международный университет и больницу. "Китайское правительство поддерживает таких инвесторов, как я, которые вкладывают деньги в развитие страны", - скромно говорит Чан Лайва.
О своем музее она может говорить часами: лицо преображается, руки взлетают, как сандаловые фениксы, рассказ - настоящая поэма
: - Красное сандаловое дерево - не просто материальная ценность, это глубже и важнее. Я вложила в этот музей не только деньги, но энергию и страсть к китайской культуре. Чтобы добыть самое лучшее дерево, я восемь раз отправлялась в экспедиции со своими работниками. Это были опасные предприятия, мы путешествовали по труднодоступным местам в Бирме, Таиланде, других странах. Часто нам не хватало воды и еды, мы пили речную воду, питались плодами диких деревьев. В первую очередь кормили водителей и проводников: от них зависела наша безопасность и то, сможем ли мы вернуться домой. Женщины выполняли ту же работу, что и мужчины. Эти экспедиции были серьезным испытанием для всех нас.
На мебельной фабрике, производящей в том числе и экспонаты для музея, работает более 1.000 мастеров из разных уголков Китая. По мнению Чан Лайва, лучший способ поддерживать высочайшее качество работы - лично во всем участвовать. Она сама рассматривает каждый подготовленный эскиз, который предстоит воплотить в дереве, часто приходит в мастерские и любит собственными руками полировать дерево, доводя произведение до той степени мягкости и нежности, которую помнит с детства.
- Для меня важны отношения с людьми. В моей компании отношения основаны на том, что мы все - одна большая семья, которая делает общее важное дело. Мы каждый день вместе обедаем.
Во всем мире музеи редко приносят доход. Тот, который построила Чан Лайва, - не исключение: три с половиной года своего существования он работает с убытками. Но хозяйка, похоже, не огорчается: "У меня много других прибыльных компаний, это позволяет содержать музей. Я бы хотела купить и привезти обратно в Китай всю нашу традиционную мебель из красного сандалового дерева, которая разбросана по свету. Жаль, что для воплощения этой мечты мне не хватит денег".
Что такое счастье и роскошь для женщины, воплотившей свою сандаловую мечту, спящей на кровати, сделанной из любимого дерева, и живущей в 9-этажной резиденции?
- Роскошь для меня - возможность продолжать китайскую традиционную культуру. Для меня важно вносить вклад в развитие моей страны, я получаю от этого удовольствие. Мой девиз: служить людям, служить стране, работать для будущего. Да, одна из целей, которую я перед собой ставлю, - заработать деньги. Но я считаю, что эти деньги принадлежат не только мне одной, но и моей семье, моим детям, моему народу. Я трачу деньги в том числе для обучения людей, моих сотрудников, моих детей, потому что я считаю, что мои дети должны работать так же, как и я, а не получать жизненные удовольствия просто так, бесплатно. Это мой принцип.
В конце нашей встречи Чан Лайва говорит, что в Беларуси многие знают и любят китайскую культуру и она очень надеется, что и читатели "Советской Белоруссии" смогут увидеть ее сандаловые сокровища.
Кто самый богатый в Китае? Женщина
Если вы увидите эту женщину на улице, то скорее всего не обратите на нее внимания.