Кто с мячом к нам придет?

Поднимать футбол предстоит детям

Поднимать футбол предстоит детям


Многократное и быстрое употребление фразы «с футболом надо что–то решать» чрезвычайно полезно для дикции, но почему–то слабо отражается на собственно футболе. А «что–то решать» надо. Свою лепту в создание национальной программы развития этого спорта постарался внести Гомель. К разработке стратегии здесь подошли с размахом: собрали со всей области тех, кто имеет профессиональное отношение к массовому футболу. Таковых оказалось относительно немного — уместились в небольшом конференц–зале Центрального стадиона. И это одна из проблем...


Вообще–то сначала необычную встречу планировали провести в большом зале облисполкома — уже и микрофоны включили. Вроде бы собирались позвать даже болельщиков, да воздержались (они встретятся с командой по собственной программе, тогда и выскажут клубному руководству свои соображения). Микрофоны выключили, перебрались в более подходящее по масштабам помещение...


То, что возрождение белорусского футбола надо начинать с детских команд, было принято за аксиому. Осталось решить, что конкретно делать.


Если заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир Надточаев, возглавляющий областную федерацию футбола, налегал все больше на швейцарский опыт подготовки детей, то у директоров спортшкол и тренеров из районов настроения попроще: осушить бы болото на поле (вариант — возделать песчаную «пустыню»), выбить лишнюю тренерскую ставочку (да и найти самого тренера), обзавестись раздевалкой с душем (впрочем, осекались, это уже из серии «мечтать не вредно»).


Насчет «факторов успеха» Америку никто не открывал: деньги, тренерские кадры, система отбора. Что касается первой составляющей, то Владимир Надточаев особо отметил: программа должна быть реальной, подкрепленной бюджетом. Это значит, что пригласить Марадону тренировать чечерских детей мы вряд ли сможем, зато уже сейчас идет масштабная реконструкция очередного стадиона в Гомеле, архитекторы выбирают место под еще один футбольный манеж.


«Поля нужны» — один из главных тезисов встречи. В их нехватку упирается и идея гомельского чемпионата, и много других хороших идей. Состояние школьных стадионов собравшиеся даже уже не критиковали. Зато соглашались: нужны футбольные секции при каждой школе. И тут же натыкались на собственные сомнения: «А где набрать тренеров?» Пока играть в футбол детей учат в основном преподаватели физкультуры. Валерий Яночкин, в 2001 году тренировавший «Гомель», оценил такую работу коротко: «Общефизическая подготовка».


Против того, что полсотни юных футболистов на одного тренера — слишком большая нагрузка, никто не возражал. Вот 10 — куда ни шло, «индивидуальный подход» и все такое... Зато когда Владимир Надточаев осторожно предложил по швейцарскому образцу формировать зарплату тренера в зависимости от числа выращенных профессионалов, зал тревожно загудел...


Впрочем, со своевременным выявлением дарований тоже напряженка. Яночкин, опираясь на собственные «оперативные данные», говорил, что мальчишки из Калинковичей и Гомеля то и дело «всплывают» в российских клубах. «Мы берем пять процентов того, что можем», — признает председатель федерации. «Молодежи не дают шанса раскрыться, — приводит «перпендикулярный» довод директор Мозырского филиала училища олимпийского резерва Александр Серков. — В этом году мы выпустили семь футболистов — и никому они не нужны. Клубу первой или второй лиги проще выпустить на поле 40–летнего «дедушку», который даст результат. А если бы существовал некий ценз, например, не меньше пяти игроков младше 18 лет в команде, — их бы тренеры сами искали...»


Информации для размышления хватает. Сформулировать на бумаге предложения по итогам встречи спортивные функционеры должны уже не сегодня завтра.


В то же время, возможно, примером для подражания мог бы послужить хоккейный опыт. Сколь прискорбны сегодня дела у взрослой команды Гомеля, столь выгодно на общем фоне выглядят дети. Гомельских пацанов остерегаются уже не только в Беларуси. Они громили и минчан, и питерцев, и москвичей, «рвали» старших соперников. В чем тут фокус? Благо, чтобы выяснить это, на мастер–класс далеко ездить не надо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter