Белорусские агроменеджеры в обсуждении столь «животрепещущей» проблемы не участвуют. Потому что, говорят, времена за окном совсем не библейски-патриархальные, а очень даже технологичные. Когда производство молочных, мясных товаров, хлеба и прочего идет почти без участия человека, а рабочих не хватает разве что на выполнении сезонных работ, не требующих высокой квалификации. И потом, какой голод, когда в той же Америке, к примеру, молоко девать некуда, а в Евросоюзе готовы сознательно уменьшить его производство, снижаются цены на него, что влечет довольно серьезные последствия.
Этот факт, как говорится, медицинский, то есть имеющий место. И на этом фоне очень интересно звучит анонс обзора на одном из авторитетнейших сайтов, который анализирует тенденции развития мирового агрокомплекса: «Белорусские переработчики молока в полной мере воспользовались ажиотажным предкарантинным спросом на продовольствие в России».
Здесь все в принципе верно, но одно уточнение все же сделаем: не только в России. За три месяца года — а мы уже об этом упоминали — экспортные поставки молочных товаров в 80 с лишним стран мира в целом выросли на 14,8 процента. Конечно, российский рынок нам ближе с точки зрения и логистики, и ментальности, но имеют место очень интересные тенденции, прямо говорящие о том, что поставленная Президентом задача о диверсификации поставок продовольствия выполняется неукоснительно. Смотрим.
Схожая картина и с очень востребованной по итогам квартала молочной сывороткой: 31,6 тысячи тонн ее продано за квартал. Рост (внимание!) к соответствующему периоду прошлого года — 68,9 процента. Доля российского рынка (еще раз внимание!) — 45,4 процента, рост продаж за пределами СНГ — в 2,2 раза, среди наших контрагентов снова Филиппины (2274 тонны), Индия, Катар, Оман.
Но самый интересный момент: за квартал экспорт сыворотки в Китай вырос в 3,1 раза, до 8,76 тысячи тонн. Интрига в том, что рост произошел на фоне резкого, в 4,5 раза, падения продаж жидкого молока и сухого (до 65,7 процента). Конечно, все это кризисные явления, да и Китай еще только внедряет в общественное сознание культуру потребления молока, пищевые пристрастия его граждан от наших ощутимо отличаются. И если деликатесом здесь считаются субпродукты, кости и пашина, то, может, аналогичная история и с сывороткой.
Цифр интересных по разным группам молочных товаров — маслу, сырам, творогу, йогуртам и кефиру — можно привести много. Они есть в открытом доступе. Мне интересен иной момент.
Физические объемы поставок молочных продуктов подвержены известным колебаниям. Экспорт молочных паст вырос за квартал на 20, сыров и творога — 20,2 процента, масла и сухих сгущенных молока и сливок снизился соответственно на 0,6 и 5,9 процента. Но (и снова внимание!) по каждой без исключения товарной позиции есть рост в стоимостном выражении. Значит, наши производители и маркетологи попали в спрос — это раз. Выпускают товар такого качества, за который не грех просить хорошие деньги, — это два.
Ситуация на мировом рынке продовольствия, особенно в нынешних пандемических условиях, меняется постоянно, маркетологам нужно мониторить ее денно и нощно, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте с нужным товаром.
И вот еще. Эти экспортные миллионы и миллиарды страна имеет лишь потому, что тысячи и тысячи рядовых животноводов честно и добросовестно делают свое дело и заслуживают за это низкого от всех нас поклона.
mihailkuchko@mail.ru