Президент России Владимир Путин отменил свою поездку в Париж, намеченную на 19 октября

Кто проскочил цивилизационный перекресток

Вчера случилось очередное обострение в отношениях Москвы с европейскими столицами, которое может стать развилкой для будущего
Вчера случилось очередное обострение в отношениях Москвы с европейскими столицами, которое может стать развилкой для будущего. Президент России Владимир Путин отменил свою поездку в Париж, намеченную на 19 октября. Пресс–секретарь российского Президента Песков объяснил это тем, что из «программы выпали» планировавшиеся мероприятия, связанные с открытием российского культурного духовного центра в Париже.


Олланд в свою очередь заявил, что готов к встрече с Путиным «в любой момент», чтобы положить конец бомбардировкам и достичь перемирия в Сирии. Однако французская сторона предложила посвятить визит Путина сирийской проблеме с условием, что президент Олланд не будет участвовать «в каких–либо других мероприятиях».

Что это за «мероприятия», которые заставили французского президента практически перейти на дипломатический моветон? Ведь сегодня нет ничего важнее, чем договориться о преодолении разногласий по Сирии. А о предстоящем визите Путина в Париж стало известно еще в середине сентября. Глава МИД России Сергей Лавров после переговоров со своим французским коллегой Жан–Марком Эро в Москве заявил, что президенты планируют обсудить состояние двусторонних отношений, а также международные вопросы, в том числе Сирию и Украину.

Тогда же российская сторона официально объявила о скорой поездке Президента РФ на торжественное открытие российского культурного центра во французской столице. Именно эти мероприятия, надо полагать, выпали из программы визита российского Президента. Что на фоне разворачивающегося цивилизационного спора выглядит весьма символично.

Возведение российского православного духовно–культурного центра на парижской набережной Бранли в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни уже давно стало знаковым событием. Для одних пятиглавый храм с православными куполами в центре Парижа — это витрина русской цивилизации и такой же символ франко–русского союза, как возведенный в 1900 году мост Александра III. Для других православные купола над Сеной здесь и сейчас — это символ пугающей российской мощи, за которым некие особо нервные французские интеллектуалы видят «экспансию Путина в Европе»... Почитайте полемику во французских газетах на этот счет — фобия перед «русскими куполами» над Парижем зашкаливает все разумные пределы.

Но, конечно, отказ участвовать в открытии российского духовного центра (а можно не сомневаться, что о нежелании участвовать именно в этих мероприятиях высказалась французская сторона) — это лишь вершина дипломатического моветона. Гораздо страшнее то, что произошло на полях ООН.

Отношения Франции с Россией вошли в клинч после рассмотрения в СБ ООН двух альтернативных проектов резолюции по Сирии. Российский предлагал вывод боевиков террористической организации «Джебхат– ан–Нусра» из восточной части Алеппо, французский подразумевал запрет на полеты там военной авиации. Россия заблокировала французскую инициативу, но и ее проект не был принят.

После этого министр иностранных дел Франции Жан–Марк Эро пригрозил направить в Международный суд ООН требование расследовать совершение Россией военных преступлений в Сирии. Это уже за гранью, учитывая, что Россия остается единственной страной, которая бомбит позиции террористов. Или Франция забыла январь и ноябрь 2015 года, когда те же самые террористы устроили чудовищные террористические атаки на жителей Парижа? Казалось бы, после тех сотен невинных жертв Париж должен однозначно выбрать стратегию борьбы с терроризмом. И предстоящая встреча с Путиным была бы уникальной возможностью не проскочить этот цивилизационный перекресток... С кем сегодня Париж, Берлин, Брюссель? C «Джебхат–ан–Нусрой» (бывшей «Аль–Каидой»), которая посылала своих боевиков убивать европейских граждан? Или с Россией, которая убивает боевиков «Джебхат–ан–Нусры»? Принципиальный спор именно в этом. Хотя Париж прав и в том, что цивилизованным государствам надо договариваться и о гуманитарных акциях, и о сохранении жизней мирных граждан. Но прежде чем дипломаты вновь начнут свою напряженную челночную работу, необходимо взаимопонимание лидеров государств. Похоже, сегодня его нет.

Впрочем, у Путина еще будет шанс повидаться с Олландом. Вместо Парижа российский лидер может отправиться в Берлин, куда канцлер ФРГ Ангела Меркель пригласила лидеров «нормандской четверки» на ужин, намеченный на 19 октября.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 196 (25078). Среда, 12 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter