Кто продвинет гандбол?

Путешествие по адресам былых «кузниц» олимпийских чемпионов

Путешествие по адресам былых «кузниц» олимпийских чемпионов


Времена меняются, и последние несколько лет о подъеме гандбола на былые высоты в наших краях говорят все чаще. Уровень в самом деле поднимается, перебираясь из университетских залов в современные спорткомплексы и обрастая все новыми поклонниками и воспитанниками. Но это — в крупных городах, куда все новые веяния долетают в первую очередь. А чем живут школы, в свое время подарившие нам Андрея Барбашинского, Юрия Шевцова, Михаила Якимовича?.. Корреспондент «СБ» выехал в командировку с целью вспомнить прошлое и заглянуть в будущее нашего гандбола.


Игра на выживание


В холле Слуцкой детско–юношеской школы олимпийского резерва висят фотографии ее звездных выпускников. Традиции славные. Но наиболее знаменита Слуцкая ДЮСШ своими гандболистами. Из трех десятков фотографий на доске Почета 8 принадлежат «укротителям» мяча. Самые громкие имена — чемпионка мира среди юниоров Антонина Чибангу и, конечно же, олимпийский чемпион 1992 года Михаил Якимович.


Вообще–то олимпиоников на доске Почета должно было быть двое. В свое время по настилу здешнего зала стучал мячом и Юрий Шевцов. Правда, совсем недолго. «Возможно, и стоило повесить Юрину фотографию, — рассуждает директор школы Александр Пантелеев. — Но он родился в Чаусах и там же под руководством Владимира Шагунина начал заниматься гандболом. В Слуцке же тренировался чуть больше года: мы быстро передали его в столичное УОР». Схема не нова. Рано или поздно все чемпионы и призеры из зала слуцкой школы отправлялись в направлении Минска. А зал остался. Причем в своем неизменном виде он существует чуть ли не с 1976 года, когда и был построен!


Впрочем, насчет неизменного вида — это преувеличение. В 1998 году, затянув потуже ремни, администрация школы решилась перекрыть крышу (к тому времени она протекала аж в восьми местах), а три года назад проходившие в Слуцке «Дажынкi» самым что ни на есть благотворным образом сказались на внешнем облике школы. Однако головной боли у директора школы Александра Пантелеева меньше не стало. И основной ее причиной остается главная, по сути, часть игрового зала — площадка. Не поверите, но дощатый пол помнит еще те времена, когда по нему бегали совсем юные Тоня Чибангу и Миша Якимович. «Мы как можем стараемся поддерживать зал в приличном состоянии, и, слава Богу, пока удалось обойтись без травм», — рассказывает директор. То, что скользящие по «паркету» юные гандболисты до сих пор остались целы, действительно можно объяснить только чудом. Ни тщательная покраска, ни латки (школьная администрация, похоже, действительно старается) уже не могут скрыть печать времени. «Волны» заметны даже невооруженным глазом, а местами доски выступают над уровнем пола почти на сантиметр! «Когда чинили крышу, вода постоянно попадала внутрь зала, — вспоминает Пантелеев. — Рабочие тогда, помню, сказали, что теперь пол больше года–двух не протянет...» А он (во многом стараниями работников школы, неустанно латающих сгнившие участки) держится до сих пор. Более того: даже в таком виде зал не пустует, выдавая на–гора все новые и новые «порции» кандидатов на доску Почета. Несмотря на то, что Давид Резников, воспитавший в свое время Михаила Якимовича, уже давно перебрался за океан и теперь напоминает о себе не только открытками да посылками с видами статуи Свободы, но и очень полезным для детей гандбольным «сэконд–хэндом». «С формой, как и с инвентарем, у нас нет никаких проблем, — улыбается Александр Павлович. — Но Давид, наверное, считает, что у нас все в таком же запустении, как было тогда, в 90–х»... К слову, помощь школе оказывают очень многие ее выпускники. Однако фамилии олимпийских чемпионов среди добровольцев, увы, не значатся...


За последние годы население и без того небольшого Слуцка уменьшилось до 60 тысяч, и несмотря на то, что сегодня гандболом занимается около 400 детей, поиск спортивных самородков, по признанию тренеров, стал сродни работе золотоискателей. «Можно было бы привозить детей из окрестных деревень и городков, но им негде жить, — рассуждает директор. — В то же время во многих школах (в том числе и расположенной рядом с ДЮСШ) существенный недобор учащихся, и вопрос о том, что количество учебных заведений в городе надо сокращать, стоит уже давно». И если неважный пол руководству школы городские власти пообещали сменить, то проблема поиска новых чемпионов так и остается нерешенной.


Неманская «пирамида»


«Обратите внимание на «девятку»: вспомните мое слово — об этом парне мы еще услышим», — предмет гордости тренера гродненской ДЮСШ № 8 Галины Гавриленко действительно впечатляет. Башней возвышаясь над головами защитников, Дима Жмуро как бы нехотя уворачивается от их атак и раз за разом посылает в ворота команды соперников «пушки», после которых вратарю остается лишь беспомощно разводить руками. На потенциальных чемпионов у Галины Алексеевны профессиональный нюх. Еще в далеком 1988 году она, тогда еще будучи совсем молодым тренером, помогала Валентине Рябцевой открывать миру талант братьев Миневских. Сегодня Рябцевой, увы, уже нет в живых, когда последний раз в городе видели олимпийского чемпиона Андрея Миневского — тоже мало кто вспомнит. Да и школа, из стен которой за 26 лет вышло немало сильных игроков, по словам наставников, скорее, выживает, чем живет...


«Да что вы? Кто у нас о детских школах и детских тренерах помнит? — вздыхает директор Александр Даниленко. — Кому, скажите, есть дело, что та же Валентина Рябцева, воспитавшая не одно поколение классных гандболистов, на пенсии была вынуждена торговать на рынке рыбой? Сейчас гандбол в стране начинает постепенно оживать, но о детском спорте у нас, как и прежде, вспоминают в последнюю очередь...»


Светлый и ухоженный зал, в котором тренируются новые звездочки гродненского гандбола, не очень–то стыкуется со словами директора. Но это только на первый взгляд. К спортивной школе принадлежащая «Белтелекому» площадка относится лишь косвенно. Своего зала, как и десятки лет назад, ДЮСШ не имеет. «Вся наша школа — обычный деревянный домик на окраине города, — разводит руками Александр Даниленко. — Это, так сказать, «офис», который и показывать как–то неудобно. А вся тренировочно–соревновательная жизнь — в аренду. Основная часть ребят готовится здесь, в «Белтелекоме», тех, кто не помещается, пытаемся втиснуть в расписание ближайших школ, других залов, куда бы пускали детские группы, в городе просто нет...»


К счастью, вопрос выселения с обжитых площадей перед школой пока не стоит. Но с каждым годом процесс «утрамбовки» школьного расписания протекает все сложнее. Гандбол в Гродно любят, и в одном только школьном чемпионате участвуют целых 40 команд, а число юных спортсменов давно перевалило за 4 сотни! Что, как ни странно, отнюдь не решает извечную проблему совмещения набора и отбора... «Чтобы получить ставку, детскому тренеру нужно собрать 5 групп, — объясняет Александр Васильевич нехитрую зарплатную арифметику. — Другими словами, чтобы заработать около 300 — 400 тысяч рублей, молодой человек должен набирать по школам всех, кого только можно, и сидеть с ними в зале с утра до позднего вечера».


«Да ладно — не только в деньгах ведь счастье», — Ольга Кмита одна из немногих приятных исключений на фоне общей кадровой текучки. Подавляющее большинство молодых наставников уходит уже через пару месяцев работы. Ольга с детьми возится уже более 3 лет (своего рода рекорд!) и даже мечтает о тренерской карьере! Шанс заявить о себе подопечные Ольги могут получить уже в 2010 году. По мнению гродненских наставников, команда 1993 — 1994 годов рождения вполне может «выстрелить» на детской Олимпиаде в Сингапуре. А вот дальше...


«Рослых, спортивных детей в стране хватает, — рассуждает Галина Алексеевна. — Но дело в том, что раньше ребята жили спортом, тренировались отчаянно. У нынешних детей возможностей стало больше, но в спортивные секции их уже нужно не звать, а заманивать». В обычную спортшколу ребята действительно идут неохотно. «Что мы им можем предложить? — разводит руками директор. — Да, федерация в последнее время помогает, но все равно денег у нас едва хватает на зарплату тренерам — какие уж там поездки...» В секциях при клубах перспектив куда больше. Форма, условия, усиленное питание, поездки на международные турниры... Нужно ли говорить, что, выбирая, куда отдать сына или дочку, родители колеблются недолго? «С одной стороны, все мы делаем одно дело, и клубы, в которых играет немало наших воспитанников, бывает, даже помогают нашей школе, — говорит Галина Гавриленко. — Но конкуренция ощущается все сильнее, и ДЮСШ явно уступает в этой борьбе».


В качестве одного из вариантов выхода из сложной ситуации, по словам Александра Даниленко, могло бы стать включение детской школы в структуру клубной пирамиды. Это было бы выгодно обеим сторонам, однако законодательной базы, на основании которой могло бы произойти такое слияние, в стране не существует. «В нынешних условиях клубам проще создать свою школу, чем пытаться объединиться с нами, — вздыхает Александр Васильевич. — В результате в Гродно все вроде бы работают, но отдача и возможности у всех разные. Хочется верить, что когда–нибудь нам удастся наладить процесс подготовки резерва должным образом».


Рывок из подвала


Вот интересно, кому когда-то пришло в голову развивать в Ошмянах гандбол? В городе, где даже зала гандбольного отродясь не было. Тем не менее в этом году гандбольная школа в Ошмянах отмечает свой 60–летний юбилей. Здание, в котором она расположена, еще старше. На сколько именно — этого вам не скажет никто в городе.  «На моей памяти чего тут только не было, — улыбается тренер Виктор Ромулевич. — И оркестр духовой репетировал, и еще какие–то кружки по интересам работали...» Однако наибольшую славу школе принес гандбол, и именно в этом зале началась спортивная карьера олимпийского чемпиона Андрея Барбашинского.


За то, что на Играх в Барселоне он примерил золотую медаль, Андрей должен благодарить свой выдающийся рост и лично Виктора Болеславовича Ромулевича. Последнему так вообще можно смело ставить памятник при входе в школу. Он, скромный, конечно, откажется, однако лично для меня так и осталось загадкой то, как в комнатушке 6 на 6 метров с резиновым, ниже уровня земли, полом можно вот уже несколько десятков лет готовить гандболистов, которые с неизменным успехом закрепляются в составах клубов и сборной. А ему удается... «Этому все удивляются, — улыбается директор ДЮСШ Елена Александрович во время короткой экскурсии по школе. — Казалось бы, откуда игрокам взяться, а мы что ни год, не перестаем сюрпризы преподносить. В прошлом году чуть «Стремительный мяч» не выиграли! Команду РУОР обыграли — невиданное доселе дело! Все в шоке были!»


«С Барбашинским мне пришлось особенно повозиться, — вспоминает Ромулевич. — Очень уж он не хотел спортом заниматься. Бывало, даже прятался от меня, чтобы на тренировку не идти. Отец настоял. Потом на соревнованиях в Литве я буквально вытолкал его на замену, а он взял и забил гол. С того момента и пошло». Пошло, надо отметить не сразу. Полноватый и неуклюжий, Барбашинский постоянно становился предметом насмешек товарищей по команде. Однако в заявочный список попадал регулярно: в то время, дабы стимулировать тренеров на поиск дефицитных высоких игроков, низкорослым командам предписывалось выходить на площадку в сокращенном составе, и великаны вроде Барашинского были в особой цене. Впрочем, после того литовского турнира Андрей и сам начал верить в себя и очень скоро из неуклюжего увальня превратился в одного из самых перспективных гандболистов страны... Очень вовремя: на бесхозного гиганта уже положили глаз литовские тренеры по баскетболу.


Сегодня в Ошмянской ДЮСШ по гандболу занимаются 250 детей. Справедливости ради стоит отметить, что в чемпионском зале тренируется только начальная группа, однако своей площадки школа по–прежнему не имеет. «Чтобы как–то выкрутиться, арендуем в обычных школах, — делится опытом Ромулевич. — Но и это тоже не самый лучший выход: во–первых, площадка там тоже нестандартная, а во–вторых, пустить нас туда могут чуть ли не ночью».


Идеальный вариант может найтись уже через пару лет: в Ошмянах собираются строить спорткомплекс. Впрочем, уже не в первый раз. В прежние годы вопрос отсутствия условий для развития спорта, прославляющего не только город, но и область, поднимался дважды и дважды затихал после смены председателя райисполкома. «В этот раз все вроде серьезно, — рассуждает Ромулевич. — Во–первых, сам председатель — Юрий Адамчик — с большим вниманием относится к спорту. Он, кстати, первый за все годы, кто пригласил нас на обсуждение проекта будущего комплекса! Во–вторых, дело заметно движется. Главное, чтобы председатель куда–нибудь на повышение раньше времени не ушел!»


Ищем тренера. И игроков...


Гандбол в Чаусах начался в 1967 году. «Это было уникальное время», — вспоминает Олег Луферов, первый директор Чаусской ДЮСШ и основоположник местного гандбола. Незнакомая ранее игра вызвала огромный интерес у местной ребятни. На тренировках численный состав групп перекрывался порой втрое, а те, кому удавалось выйти на площадку, могли, кажется, тренироваться до ночи. «Не поверите, но тогда каждый второй житель Чаусов занимался гандболом!» — улыбается Олег Васильевич. Сегодня тот гандбольный бум остался лишь в воспоминаниях.


На фоне проблем с залами, которые испытывают другие гандбольные школы, Чаусы кажутся островком благополучия. Современный ФОК, появившийся пару лет назад в этом городке, разом решил все «жилищные» проблемы юных спортсменов. «У нас есть прекрасный зал, в котором ребята могут заниматься в то время, в которое нам нужно, и столько, сколько нужно, — рассказывает директор ДЮСШ Владимир Лахмыткин. — Здесь же — бассейн... Тренируйся — не хочу!»


Вот только желающих взять в руки мяч за последнее время здесь точно не стало больше. Чаусский район — один из тех, которые значатся в списке пострадавших от чернобыльской катастрофы, а потому неудивительно, что родители ищут малейшую возможность, чтобы устроить своих детей подальше от здешних мест. Да они и сами не прочь уехать служить в армии или работать в милиции. Туда спортивных ребят из глубинки берут с удовольствием, а это приличнее, чем тренерская зарплата... «Это наша самая большая проблема, — объясняет Лахмыткин. — Не помогает даже обещание помощи при поступлении в БГУФК: ни один наш воспитанник, оказавшись в Минске, не вернулся работать к нам...» После смерти Владимира Шагунина (первого тренера Юрия Шевцова) и ухода на пенсию Олега Луферова юные гандболисты остались едва ли не бесхозными. Рассчитывать, что работающий по совместительству наставник сможет воспитать нового Шевцова, согласитесь, сложно...


К слову, человеческий фактор — проблема не только гандбольная. Однако размещающиеся в этом же здании биатлонисты, оказавшиеся в аналогичной ситуации, нашли весьма необычное, но, как оказалось, действенное решение. «Они пригласили на тренерство человека, который до этого не имел никакого отношения к биатлону, — рассказывает заместитель директора ДЮСШ Сергей Тамшов. — Тогда казалось, что это — жест отчаяния, но парень оказался очень решительным. Заочно окончил БГУФК, набрал группы и сегодня считается одним из лучших тренеров области!» По аналогичному пути решили пойти и в гандболе. В отличие от своего «биатлонного» коллеги Станислав Бордиловский работает всего 2 месяца, но, судя по всему, имеет все шансы повторить его путь.


112 человек. Именно столько ребят сегодня значатся в Чаусской гандбольной школе. «В последнее время ситуация начала постепенно улучшаться, — говорит Владимир Лахмыткин. — С тех пор как Владимир Коноплев стал председателем федерации, внимания нашему виду начали уделять гораздо больше. В этом году впервые за долгое время нашу воспитанницу — Ксению Денисенко — пригласили в областное УОР. Леонид Бразинский предложил организовать при могилевском клубе «Машека» мастер–класс для тренеров...» Времена меняются, и, кто знает, быть может, совсем скоро на площадку чаусского комплекса выйдет парнишка, которому суждено будет повторить путь своего знаменитого земляка. «Главное — верить и работать!» — считает Олег Луферов, а он свое дело знает.


Золотая летопись


Александр Каршакевич. Родился 6 апреля 1959 года. Гандболом начал заниматься в 11 лет в школе № 93 города Минска. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1988) и серебряный призер Олимпиады (1980). Чемпион мира (1982), серебряный призер чемпионата мира (1990), обладатель кубка мира (1984). Первый тренер — Аркадий Брицко.


Александр Тучкин. Родился 15 июля 1964 года во Львове. Гандболом начал заниматься в 17 лет в Минске в СКА. Заслуженный мастер спорта. Двукратный олимпийский чемпион (1988, 2000), бронзовый призер Олимпиады (2004). Серебряный призер чемпионата мира (1990, 1999). Первые тренеры: Спартак Миронович и Леонид Бразинский.


Константин Шароваров. Родился 15 августа 1964 года в Минске. Гандболом начал заниматься в 13 лет в школе № 38 Минска. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1988). Серебряный призер чемпионата мира (1990). Первый тренер — Аркадий Брицко.


Георгий Свириденко. Родился 3 декабря 1962 года в Минске. Гандболом начал заниматься в 12 лет в школе № 71 Минска. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1988). Серебряный призер чемпионата мира (1990). Первый тренер — Анатолий Чукаткин.


Юрий Шевцов. Родился 16 декабря 1959 года в Чаусах. Гандболом начал заниматься в Чаусской ДЮСШ. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1988). Чемпион мира (1982). Первый тренер — Владимир Шагунин.


Михаил Якимович. Родился 13 января 1967 года в Слуцке. Гандболом начал заниматься в 11 лет в школе № 5 Слуцка. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1992). Серебряный призер чемпионата мира (1990). Первый тренер — Давид Резников.


Андрей Барбашинский. Родился 4 мая 1970 года в Ошмянах. Гандболом начал заниматься в школе № 3 Ошмян. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1992). Чемпион мира среди юниоров (1989). Первый тренер — Виктор Ромулевич.


Андрей Миневский. Родился 16 июля 1969 года в Гродно. Гандболом начал заниматься в 15 лет в гродненской ДЮСШ № 8. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1992). Первый тренер — Валентина Рябцева.


Слуцк — Гродно — Ошмяны — Чаусы — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter