Кто пригреет "зверенышей"

Оборванным грязным попрошайкам с изможденными "бормотухой" лицами народ подает неохотно.
Оборванным грязным попрошайкам с изможденными "бормотухой" лицами народ подает неохотно. Другое дело, когда на тебя голодными глазенками смотрит трогательное 5 - 6-летнее создание. И просит. Нет, не денег. Хлеба. Разве ж такому откажешь?

У cельчан Стагодских (фамилия семьи изменена) Шкловского района "четыре сыночка и лапочка-дочка". При живых родителях эти пятеро детей (самому старшему всего 12 лет, младшему - 5) постоянно ходят по дворам с протянутой рукой. Люди их жалеют: "Разве ж дети виноваты!" - и подают. Один кружку молока вынесет, другой - кусок сала, третий - жменю конфет. Да и как не пожалеть: глядишь на 6-летнего Сережку и сердце кровью обливается. У мальчишки целый букет дефектов: врожденные грыжа, косоглазие... А еще - по 6 пальчиков на руках и ногах.

Чумазых, мал мала меньше, пострелят я застала на колхозном поле, где они пасли телят. Какое-то время дети недоверчиво поглядывали в сторону незнакомой тетеньки (то бишь меня), дичились. Но позже чуть оттаяли и стали отвечать на вопросы.

- Мы с Валеркой в школу ходим. А к Сереже тоже недавно учительница приходила, показывала, как всякие кружки да треугольники рисовать. Ничего, получается, - "рапортует" 12-летний конопатый Генка, то и дело утирая при этом нос рукавом грязной рубахи. - А живем мы нормально, папа соседям помогает: если надо - огород вскопает, забор поправит. Они ему за это денег дают, а нам - конфет. А еще тетя Люда к нам на праздники, Пасху да Радуницу приезжает. Продукты привозит, а мне денег дает. На мой день рождения 2 тысячи подарила, я на них купил килограмм макарон и две булки белого хлеба. Мама попросила.

Когда я поинтересовалась, пьет ли их мама, Генка насупился, а потом отрицательно замотал головой. А 6-летний Сашка (они с Сережей - двойняшки) по-детски бесхитростно выпалил: "Пьет. Когда голова болит".

Сама Нина Стагодская свое пристрастие к алкоголю отрицала напрочь. А на мой вопрос, почему она не отвезет Сережку к врачу (я заметила, что на протяжении всего разговора мальчонка прятал ручки в рукава замызганной кофточки), выдала: "Так ему уже одну операцию сделали, а чтобы полностью избавиться от грыжи, надо еще две. А чтобы пальцы исправить, их у него, кстати, не по 6, а по 7, - в Могилев ехать надо. А у меня времени нет".

От деревни до Могилева минут 20 езды на дизеле. Что же до времени, так "крепко занятая" горе-мамаша, по ее же словам, работает через день, а из живности у нее нет не то что поросенка - даже кур. Была, правда, корова, но видно от "хорошей жизни" заболела, пришлось пустить под нож...

Жители деревни, с которыми мне довелось общаться, как один подтвердили: "Стагодские пьют. Оба. А дети ходят, побираются. Нине ж за пьянками некогда даже пару грядок посадить. Вы у нее на огороде были? С одной стороны - пустырь, с другой - сорняки. Может, пару грядок и посадила - себе на закуску. Да таким, как она, вообще надо запретить рожать!"

- Раньше я детям и молоко, и булку носила, - рассказывает живущая по соседству с неблагополучной семьей сельчанка. - Жалела. Но это ж не дети, звереныши какие-то. Дикие, неблагодарные. Не дашь им, чего хотят, так они тебя - матом! А могут еще вдобавок и камнем запустить, в соседней хате вон все окна переколотили! Они уже сейчас воруют, собирают урожай с чужих грядок. А про то, куда деревенские куры пропадают, вам любой скажет. Но никто, конечно, в милицию не заявляет. С одной стороны - боятся. С другой - что ж, с детьми голодными воевать?!

- Кур воруют - факт, - подтверждает дачник Дмитрий Александрович. - У одной бабки двух стащили, а у Анны Сидоровны, что по соседству живет, из 27 чуть больше 10 осталось...

Удивительное дело: местные старики говорят, что уже сейчас остерегаются диковатых пацанов. И уверяют, что лет через 10 от них в деревне житья никому не будет. Мол, растут настоящие бандиты. И тут же горестно вздыхают: да и какими они могут вырасти при таких родителях!

- Это не семья, а головная боль. Пьют и отец, и мать. Одно время жили на детское пособие. Получат, потом неделю на работе не показываются, - рассказывает Евгений Кирьянов, председатель Каменно-Лавского сельсовета. - Поэтому в декабре 2002 года правление колхоза "Заря", где они оба работали животноводами, приняло решение исключить их из членов колхоза. В результате непутевые родители лишились льгот: натуроплаты, помощи на обработку земли, уборку урожая... Но это их, похоже, не сильно расстроило. Во всяком случае, на работу они устроились только месяц назад. Он пошел по договору трактористом, она - скотником. А дети вечно голодные, скитаются по деревне с протянутой рукой. Кто что подаст, тому и рады. Хозяйства-то у Стагодских своего нет. Хотя могли бы и поросенка, и кур завести: им ведь и адресную помощь, и денежную целевую как малообеспеченным выделяли. И "гуманитарка" на детей приходила. А когда у них сарай сгорел, соседи-дачники бесплатно стройматериалов подкинули, так они два колышка в землю вбили и - баста!

Про то, что дети Стагодских попрошайничают, знают и в районной инспекции по делам несовершеннолетних. Однако, по словам инспектора ИДН Александра Духновского, никаких жалоб по поводу того, что дети хулиганят или воруют, к ним не поступало. Офицер неоднократно беседовал с их матерью, убеждал, мол, одумайся, не то лишат родительских прав. Она в ответ только отмахивалась. Хотя после каждого "выговора" на время успокаивалась, не пила, заботилась о детях.

К тому же, когда к Стагодским приезжали проверяющие из райцентра, в хате у них всегда было чисто, дети ухожены. С какой стати лишать такую заботливую мать прав на детей?

Ну а то, что Сережке нужно делать операцию, так об этом знают и в деревне, и в сельсовете, и в райцентре. Местный педиатр неоднократно предлагала Нине поместить сына в Могилевскую областную больницу, но та делать это не торопится, а без согласия матери оперировать мальчонку медики не имеют права.

По словам главного педиатра Могилевской области Ирины Варахобовой, Сережка родился недоношенным, со множеством болячек. Конечно, это могло произойти от того, что оба родителя злоупотребляли спиртным. Но большую роль еще играют гены, а у отца мальчика сросшиеся пальцы, так что шестипалость передалась мальчугану по наследству. Операцию по удалению лишних отростков на руке делают в детской хирургии областной больницы. Конечно, необходимо удалить Сережке и чудовищную, почти до колена, грыжу. В райисполкоме меня заверили, что сделают все возможное и невозможное, чтобы добиться согласия матери на операцию. Сережке скоро в школу, и он ни в коем случае не должен стать предметом насмешек со стороны сверстников.

Ну а если мама по-прежнему будет вести аморальный образ жизни, вопрос о лишении ее родительских прав придется ставить ребром. Хотя, по словам начальника управления по труду и соцзащите Шкловского райисполкома Александра Чупринского, детей-сирот уже сегодня селить некуда - Шкловский детдом, рассчитанный на 25 мест, переполнен. В одном только Каменно-Лавском сельсовете в этом году сиротами при живых родителях остались 8 детей. А на учете здесь 23 неблагополучные семьи, в том числе Стагодские...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter