Кто придумал подгузники и зубную щетку?

23 сентября исполнится ровно 164 года с того самого момента, как предприимчивый американец Джон Куртис придумал продавать расфасованные кусочки сосновой смолы, которые принято считать прародителями современной жвачки.

23 сентября исполнится ровно 164 года с того самого момента, как предприимчивый американец Джон Куртис придумал продавать расфасованные кусочки сосновой смолы, которые принято считать прародителями современной жвачки. О том, как появились в нашем обиходе другие привычные вещи – Кто придумал подгузники и зубную щетку? фотозубные щетки, памперсы, пакеты для мусора, разузнала корреспондент «Знаменки».

 


Жевательная резинка

 

Оказывается, надувать пузыри из «диролов» или «стиморолов» любят не только американские тинейжеры: жвачку охотно жевали и древние греки, и кочующие по тундре эскимосы, и разряженные в перья индейцы майя. Правда, резинка тех времен была мало похожа на привычные нам подушечки – чаще всего это был малоаппетитный ком из смолы и пчелиного воска, который намертво прилипал к зубам и нередко доставался изо рта прямо вместе с ними. В середине XIX века американские братья Куртис решили заработать на человеческой привычке жевать все что ни попадя и стали продавать расфасованные кусочки хвойной смолы. Древесный привкус хорошо чувствовался не только в самих резинках, но и в их названиях – «Сосновая магистраль», «Сосна Янки», «Ель двухсотой глыбы». Со временем смолу заменил каучук, а хвойный аромат – вкус мяты и фруктов. Кстати, сегодня стараниями химиков можно создать жвачку с любым, даже самым неожиданным вкусом: к примеру, недавно в США стали выпускать резинку, которая один в один напоминает фуа-гра – знаменитое блюдо из гусиной печени.


Зубная щетка

 

Еще каких-нибудь сто лет назад на Руси и знать не знали о существовании зубной щетки: в те времена простой люд не утруждал себя чисткой зубов – максимум, что могли сделать наши предки, это съесть перед сном кислое яблоко или натереть челюсти углем или толченым мелом. Дворяне были чистоплотнее: они вычищали застрявшие в зубах остатки пиршеств сделанными из гусиных перьев зубочистками или просто протирали челюсти тряпочкой. Возможно, мы бы поступали так до сих пор, если бы не один находчивый китайский император, который, будучи одержимым гигиеной, создал прообраз современной зубной щетки – с резной деревянной ручкой и шерстью дикого кабана вместо щетины. Европейцы идею оценили – правда, вместо колючего свиного волоса они использовали мягкий лошадиный. Кстати, щетки «животного происхождения» не потеряли своей популярности даже с изобретением нейлона: дело в том, что на первых порах искусственное волокно было очень жестким, и пользоваться такой щетиной, не расцарапав до крови десны, удавалось лишь единицам. И только в 1950-х годах зубные щетки наконец стали такими, как мы привыкли.

 


Консервный нож

 

Император Наполеон прекрасно понимал, что голодный солдат – это плохой солдат, но тащить с собой через всю Европу обозы с тоннами круп и коровьими тушами было более чем накладно. И тогда полководец бросил клич, пообещав несметные богатства и всевозможные почести тому, кто придумает способ длительного хранения продуктов – без выкапывания погребов и опускания припасов в проточную воду. Предложением заинтересовался британский инженер и промышленник Брайан Данкин, и совсем скоро его предприятия стали выпускать первые в истории консервы, надежно упакованные в банки из покрытой оловом листовой стали. Была только одна загвоздка: вскрыть такую жестянку оказалось делом не из простых, и даже напечатанный на этикетке совет производителей «используйте молоток и зубило» не всегда помогал добраться до содержимого. Наполеоновские солдаты в борьбе со стальными банками перепробовали все виды оружия, а самые голодные расстреливали консервы прямо из пистолетов. Спасение пришло из-за океана: в 1858 году американец Эзр Уорнер запатентовал консервный нож с двумя лезвиями – прямым для протыкания банки и изогнутым для разрезания крышки. Благодаря этому консервы из разряда армейских изделий перешли в товары общего пользования, а закатанное в жестянки мясо перестало иметь привкус пороха.

 


Мешки для мусора

 

Еще каких-нибудь 20 лет назад вытрясание мусорного ведра было целым ритуалом: вначале весь двор дружно ждал мусоровоза, затем, соблюдая строгую очередность, вытряхивал в контейнер картофельные очистки и селедочные хребты, а потом, разойдясь по квартирам, аккуратно выстилал ведра газетками. Большинство советских граждан были рады возможности лишний раз посудачить с соседями, а вот дворники относились к этому мероприятию с гораздо меньшим восторгом, ведь после таких сборов на улице оставались груды мусора, который жильцы в спешке вытрясли мимо бака. Причем с этой проблемой столкнулся не только Советский Союз, но и «вражеские» капиталистические страны: устав бороться с летающими по двору газетами, власти одного из канадских городков решили обратиться за помощью к местному кулибину – инженеру и изобретателю украинского происхождения Гарри Василюку. Вначале Гарри задумал спроектировать прибор, который бы втягивал в себя мусор вроде пылесоса, но, потратив на это уйму времени, вынужден был отказаться от своей затеи. И тогда он сообразил: нужно просто складывать мусор в специальные сумки, а лучше всего в полиэтиленовые пакеты! Первым его ноу-хау опробировал местный госпиталь, а потом и домохозяйки, которые сегодня не мыслят своих кухонь без этого простого, но такого необходимого аксессуара.


Памперсы


На какие только ухищрения не идут мужчины, чтобы не стирать детские пеленки: одни начинают изображать необычайную занятость, другие делают вид, что их неожиданно сковал смертельный недуг. Но дальше всех пошел американский химик Виктор Миллз, который, будучи больше не в силах сражаться с выпачканными внуком подгузниками, в сердцах воскликнул: «В следующий раз я их просто выброшу!». С тех пор в его голове прочно засела идея создать пеленку, которую можно было бы без зазрения совести отправлять в мусорное ведро, и через пару недель она получила практическое воплощение – в виде крошечных пластиковых трусиков с полоской из специальной впитывающей ткани. Вдохновившись результатом, химик выпустил небольшую опытную партию одноразовых подгузников, чтобы посмотреть, как примет их привередливое американское население. Население, надо сказать, приняло новшество плохо – и это неудивительно, если учесть, что в этот день в Далласе, где проходил эксперимент, было +30 °С, и детские попы, запакованные в плотные пластиковые трусы, моментально покрылись сыпью. Но профессор Миллз не сдавался, дорабатывая свое детище снова и снова, пока оно наконец не стало мягче и не научилось пропускать воздух. Так в обиход вошли знаменитые памперсы, чье появление здорово упростило жизнь молодым мамам, а самого Миллза сделало миллионером.


Подготовила Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter