Они хотели полететь с детьми на отдых, но пролетели по не зависящим от них причинам. Что не так на рынке туристических услуг?

Кто попутал берега?

ДАНО. В мае текущего года по совету хорошей знакомой две семьи обратились в турагентство, назовем его условно ООО «Пролетай!». Мамы и папы планировали в августе комфортно отдохнуть с детьми на берегах Турции. Быстро обсудили с директором фирмы категорию отеля и стоимость, после чего, внеся 100-процентную предоплату в размере 1.480 евро (каждая семья. — Прим. авт.), отправились домой. До отъезда оставалось ровно 75 дней. 

«Замечательная вещь раннее бронирование, — радовались отцы семейств, — мало того что скидку получили, так теперь можно не суетиться и спокойно планировать подготовку!» И согласитесь, это прекрасно, когда все идет по плану. Хуже, когда вы в этот план не посвящены. Так и случилось с нашими семьями. 

Их планы перечеркнула турфирма. 24 сентября точку в деле поставил суд Советского района Минска. Цитируем выдержки решения: «Расторгнуть договор оказания туристических услуг от 21 мая 2019 года. Взыскать с ООО «Пролетай!» в пользу ответчика Василевского Д.С. уплаченную по договору сумму в размере 3.552 рублей, неустойку в размере 1.000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, а всего 5.052 рубля». Аналогичное решение было вынесено и в отношении второй семьи. Казалось бы, правда восторжествовала и можно радоваться! Увы, Дмитрий Василевский по сей день не уверен, что однажды деньги вернутся в его дом: «Есть ли у нее средства? Я знаю, что когда мы подали иск, то счета фирмы арестовали. А сколько на них, хватит ли на нас? Даже юрист мне говорит, что если на счетах мало или они вовсе пусты, то сделать что-то будет сложно! Хозяин вообще возьмет и объявит себя банкротом, закроет свою фирму, а затем откроет новую! Получается, что мы ничем не защищены?»


АНАЛИЗ. В Беларуси, по данным Белстата за 2018 год, туризмом занимаются 1.482 туроператора и турагентства. В феврале 2020 года появятся цифры за текущий год. Но уже сегодня понятно, что на рынке туристических услуг конкуренция весьма высока. Битва идет за каждого клиента. Тем более странной кажется ситуация, которая случилась с нашими семьями. По сути, они не совершили ни одной ошибки: письменный договор раннего бронирования был заключен по всем правилам. Что же пошло не так? Вот версия руководителя ООО «Пролетай!» Натальи Н.: «Я не виновата! Меня подвели партнеры из Украины. Я работала через посредника, и это тоже сыграло нехорошую роль. Я еще не видела решение суда, но как только получу его на руки, буду думать, что делать. Да и клиенты себя повели странно: я же им хотела частями отдавать! А они пошли в общество по защите потребителей и довели дело до суда. Конечно, придется рассчитаться… Как? Может, придется банкротиться». На вопрос, перечислило ли ООО «Пролетай!» в мае деньги клиентов туроператору, был получен ответ, что да, но потом они вернулись обратно. Почему нельзя было приобрести новый тур и забронировать другой отель или вернуть деньги людям, руководитель турфирмы ответить не смогла. У пострадавшей стороны своя версия. Вот что говорит Дмитрий Василевский: 

«Скорее всего, она решила «прокрутить» наши деньги. Получив на руки от наших семей почти 3.000 евро, она не перевела их туроператору, а вложила во что-то другое… Может, планировала, что в конце июля купит нам по дешевке горящий тур. Но, вероятно, не сложилось. 

И она врет, что хотела частями нам что-то отдавать! Если бы хотела, то отдавала бы. А тут даже на суд не пришла! Решение было вынесено заочно». 

У директора ООО «Пролетай!» осталось несколько дней для подачи апелляции. Если суд не изменит свое решение, то на турфирму ляжет серьезный финансовый груз: от выплат клиентам и пошлин до штрафных санкций. По самым скромным подсчетам, на сегодня выходит сумма около 21.000 рублей. Напомним, что с клиентов в мае месяце фирма взяла 7.104 рубля. Таким образом, правосудие троекратно увеличило первоначальную сумму. Понимал ли руководитель турфирмы, что нельзя дело пускать на самотек и доводить до суда? Скорее всего, нет. Является ли данный конфликт типичным для этой сферы бизнеса? Рассмотрим ниже.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Туристическая деятельность в Беларуси находится под патронатом Министерства спорта и туризма. Заместитель директора департамента по туризму Виталий Грицевич уверяет, что подобные ситуации известны ведомству: «Мы идем по пути профилактики таких нарушений. Будем ужесточать вхождение на рынок туристических услуг. Чтобы не все подряд могли заниматься этим бизнесом. Но согласитесь, ни один вид коммерческой деятельности не застрахован. Такие проблемы возникают и в прочих сферах услуг. Что делать? Прежде всего внимательно изучать историю организации, услугами которой вы хотите воспользоваться. Изучите отзывы в интернете, не лишним будет зайти на сайт нашего министерства https://mst.by и проверить, есть ли туроператор или турагентство в реестре субъектов туристической деятельности. Если нет, то это повод задуматься». На вопрос, есть ли смысл ввести страхование клиентов от недобросовестных туроператоров, Виталий Грицевич ответил, что ни в одной стране мира ни одна страховая не застрахует от этого. И это, согласитесь, грустно. Ведь получается, что добросовестный клиент находится в абсолютной зависимости от бизнесменов? Можно бесконечно зарабатывать на клиентах, а затем делать вид, что желание все вернуть есть, но вот не получается как-то. Когда сильно прижмет, воспользоваться механизмом банкротства, как это планирует в нашем случае директор ООО «Пролетай!», и открываться заново под другой вывеской или даже через подставное лицо. Почему бы изначально, впуская на рынок бизнес-туризма субъекты, не обязывать их создавать некий страховой фонд? К примеру, тысяч 15 — 20 евро? Если бы подобная подушка безопасности для клиентов существовала, то наши герои по решению суда из такого фонда получили бы назад свои деньги в кратчайшие сроки. 

ВЫВОДЫ. Выводы, увы, неутешительные. Эта история как будто подтверждает народную мудрость, что если начать дело в мае, то потом будешь долго маяться. И согласитесь, есть некая обреченность в словах заместителя председателя ОО «Городское общество защиты потребителей» Дарины Гулюты: «На сегодня наши потребители не застрахованы от подобных ситуаций. Нередки случаи, когда руководители туристических компаний привлекаются к уголовной ответственности». Да, нередки, но для клиентов это может быть лишь слабым утешением, ведь деньги либо вовсе невозможно вернуть, либо их будут возвращать годами по 20 рублей в месяц. И тут есть над чем работать законодателям.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter