Кто получил «баранку»? Антикоррупционную

Можно сказать, отличных результатов добились в  прошлом году транспортные прокуроры страны...

Можно сказать, отличных результатов добились в  прошлом году транспортные прокуроры страны. Этому способствовала  значительная работа по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений, обеспечению законности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, проведенная Белорусской транспортной прокуратурой. Основные усилия были сосредоточены на защите прав и свобод граждан, охране государственной собственности, усилении координирующей роли прокуратуры  в борьбе с преступными проявлениями.

Принятые меры по совершенствованию организации деятельности органов прокуратуры, четкое определение приоритетов надзорной и следственной работы, их последовательное и целенаправленное осуществление позволили добиться положительных результатов.

Реализация комплекса мероприятий по борьбе с преступностью обусловила значительное снижение количества преступлений, совершенных на объектах транспорта. Они уменьшились на четверть (!) — с 2 253 до 1 679. Количество особо тяжких преступлений снизилось наполовину, тяжких – более чем на треть. Отмечается уменьшение количества хулиганских действий, грабежей и разбойных нападений. Благодаря работе, направленной на профилактику правонарушений среди молодежи, с 80 до 50 сократилось количество преступлений среди несовершеннолетних.

Но на заседании коллегии Белоруской транспортной прокуратуры, на котором побывал автор этих строк, не звучало бравурных речей. Тон такому обсуждению задал белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин. Он в своем докладе остановился главным образом на болевых точках. В частности, на  усилении борьбы с коррупцией.

Транспортными прокурорами  Беларуси за год проведено 29 координационных совещаний правоохранительных органов регионов. Белорусской транспортной прокуратурой — 3 заседания координационного совещания правоохранительных органов на транспорте. На них рассмотрены вопросы противодействия коррупции и приняты решения, направленные на  выявление коррумпированных должностных лиц на поднадзорных объектах транспорта.

Существенно активизирована работа по проведению проверок исполнения антикоррупционного законодательства. Если в 2007 году транспортными прокурорами  проведено 26 проверок, то в минувшем — 44. Соответственно увеличилось количество внесенных представлений – с 9 до 14, предписаний – с 3 до 15, больше виновных привлечено к дисциплинарной ответственности — 17 (13). Возбуждено два уголовных дела по признакам хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, которые после расследования направлены в суды. 

По результатам проверки исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, проведенной Белорусской транспортной прокуратурой, выявлены факты хищений, превышения служебных полномочий и подлога, совершенные начальником внедренческо-технологического структурного подразделения УП «Дорстроймонтаж-трест» А. Рамлей и главным бухгалтером этого же предприятия  А. Левитан.  Установлен и частично возмещен материальный ущерб на сумму свыше 129 млн. рублей, наложен арест на имущество обвиняемых.

По уголовным делам коррупционной направленности в течение года установлен материальный ущерб в сумме 346 млн. рублей. Возмещен в ходе следствия ущерб в сумме 145 миллионов рублей. Наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 127 млн. рублей.

Несмотря на принимаемые органами Белорусской транспортной прокуратуры меры, количество выявленных коррупционных преступлений за 2008 год снизилось со 101 до 56 – почти в два раза. Для сравнения: в среднем по республике этот показатель снизился лишь на 11 процентов. В работе по данному направлению правоохранительные органы на транспорте в сравнении с другими регионами страны добились наименьших результатов. Между тем общее количество экономических преступлений сократилось незначительно. На заседании коллегии БТП с озабоченностью констатировалось, что значимость борьбы с коррупцией не в полной мере осознается сотрудниками транспортной милиции, а силы и средства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются неэффективно. Большинство выявленных коррупционных преступлений совершены должностными лицами низшего управленческого звена и не обладают общественной актуальностью. Особую тревогу вызывает отсутствие результатов по борьбе со взяточничеством – наиболее опасным коррупционным преступлением. Из числа работников транспортных предприятий к уголовной ответственности за получение взяток привлечена лишь врач Е. Орлова. Но к уголовной ответственности за получение взяток привлекались и сотрудники транспортной милиции, призванные бороться с преступностью. Это опер-уполномоченный БЭП Полоцкого ОВДТ С. Ярмакович и милиционер ППС Минского ОВД на воздушном транспорте С. Драчан. Данные факты свидетельствуют о грубых просчетах при осуществлении ведомственного контроля за работой подчиненных сотрудников, подборе и расстановке кадров.

По фактам упущений и бездеятельности в осуществлении оперативно-розыскной работы в прошедшем году органами транспортной прокуратуры внесено 8 представлений об устранении данных нарушений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в последнее время более половины сотрудников службы борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями привлечены к дисциплинарной и иным видам ответственности.

— Упаси вас господь от формализма  в борьбе с коррупцией! Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении коррупционных преступлений должен исполняться беспрекословно! – предупредил транспортных прокуроров заместитель Генерального прокурора Николай Куклис. – Был у вас прецедент, когда государственный обвинитель из  транспортной прокуратуры отказался от обвинения. Тем самым он не допустил, чтобы прошла через суд ошибка следователя Витебского ОВДТ. Кроме всего прочего, возникает и такой  вопрос: с каких пор собственное признание обвиняемого, не подтвержденное другими доказательствами, снова становится, как в печальные для законности времена, царицей всех доказательств?

Белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин потребовал от подчиненных на постоянной основе обеспечить анализ состояния коррупции, тенденций ее развития, причин и условий, ей способствующих. Повысить отдачу координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией, исключив формальный подход к их проведению. Улучшить качество и результативность проверок исполнения антикоррупционного законодательства. Систематически анализировать состояние возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Добиваться реального возмещения такого ущерба по уголовным делам. Требовать от руководителей государственных органов  и субъектов хозяйствования, должностных лиц принятия надлежащих и реальных мер по противодействию коррупции при рассмотрении информационных записок прокуроров и актов прокурорского реагирования.

Организуя отпор коварному злу, коллегия поставила задачу активизировать работу оперативных служб поднадзорных отделов внутренних дел на транспорте. Тщательно выбирать объекты и планировать проведение антикоррупционных проверок. При необходимости к участию в них привлекать сотрудников ОВДТ и ревизионных служб железной дороги. Обеспечить качественный надзор за деятельностью отделов ревизий и контроля в отделениях  магистрали.  По итогам работы за первое полугодие  намечено организовать и провести проверки эффективности работы контрольно-ревизионных органов по выявлению и пресечению правонарушений в финансово-экономической деятельности транспортных предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter