Акцент на IX Международном фестивале театров кукол в Минске будет сделан на спектаклях из России

Кто под маской

«...Сейчас на «Золотую маску» такой шлак номинируется, что это — не показатель», — огорошил меня залетный москвич–журналист, когда я решил похвастать тем приятным фактом, что главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский получил в этом году «Золотую маску» в номинации «Куклы/Работа режиссера». 


Такой чести Алексей Анатольевич удостоен за спектакль «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» по собственной пьесе в театре Karlsson Haus (читай: «Домик Карлсона») из Санкт–Петербурга. 

(В Петербурге «Ваня» взял высшую театральную премию города «Золотой софит».)

Мы же сами сможем вынести вердикт, сравнить спектакль Лелявского с его же недавними работами в Минске — «Птицы» и «Тартюф», потому что «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» будет показан в программе IX Международного фестиваля театров кукол, который пройдет в Минске с 13 по 17 мая. Девятый! Так что и не скажешь уже: «Да я этих кукол впервые вижу». Если на предыдущем форуме акцент был сделан на кукольном театре Польши, то в этом году — на России. А всего мы увидим 14 спектаклей из 6 стран.

«Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу».

Программа феста, как всегда, сильная. Приедут постановки из Бреста, Витебска, Могилева, Молодечно, Гродно, Гомеля, Каунаса, Тель–Авива, Краснодара, Санкт–Петербурга, Пензы, Варшавы и Полтавы. Театр из Пензы «Кукольный дом» покажет спектакль «Убить Кароля», удостоенный четырех «Золотых масок». Идти представления будут на пяти разных театральных площадках. «Принимающая сторона» — Белорусский государственный театр кукол, по–моему, немного зажмурившись, выставил лихое «Интервью с ведьмами» Евгения Корняга. Почему именно это произведение? Слово Лелявскому:

— Тут вопрос сложный. Гродненский театр хотел заявить мой спектакль «Визит старой дамы». Но я считаю, что не надо превращать международный форум в парад работ одного режиссера. Кто хочет — может посмотреть мои постановки в Минске и вне фестиваля. Кроме того, вы увидите мой спектакль из Санкт–Петербурга.

«На дне».

Поистине, скромность украшает творца.

— Некоторые критики оценивают сегодняшнее положение театра кукол в нашей стране как весьма приличное, — считает Алексей Лелявский. — Но это не значит, что так будет продолжаться и дальше. Нам надо не забывать смотреть по сторонам и критически оценивать, что происходит вокруг. В этом году в белорусской программе, на мой взгляд, много интересного. Увидим, что наработали театры за последние два года.

Есть ли жюри на фестивале? «Бог миловал», — парирует директор минского театра кукол Евгений Климаков. Но почаевничать и сорвать все маски критике дадут в традиционном дискуссионном клубе.

От программы действительно разбегаются глаза — Горький, Платонов, Чехов, Макиавелли, Мрожек... Например, про спектакль «Тростниковая вода» из Краснодарского краевого театра кукол Лелявский говорит с придыханием: «Это — полотно! Мы еле уместили его на большой сцене ТЮЗа. Многие наши кукольные театры тоже хотят «полотна»: вот так выйти к массовому зрителю, заработать много денег и стать счастливыми. Пока не очень получается. Проверим, как это выходит у Краснодара. Работа «Убить Кароля» из Пензы — совершенно камерный спектакль. Но приглашаю всех на это чудо! Любопытна польская постановка театра «Бай» «Гусыня, смерть и тюльпан». У нас не принято говорить в детских спектаклях о страшных вещах, а в Польше — говорят. Хотя долгое время тоже избегали подобных тем. Спектакль «Мандрагора» Минского областного театра кукол «Батлейка» — совсем новый. Еще даже не было его премьеры в Молодечно, но мы в нем уверены».

«Убить Кароля».

В общем, посмотреть в мае будет на что. Только успевай жонглировать пятью фестивальными площадками. В один из дней покажут сразу пять работ. Идти они будут начиная с 12.00 и до позднего вечера. Кроме того, во время праздника кукольников пройдет концерт известного музыканта Леонида Павленка («НагУаль», «Маланка Orchestra»), активно пишущего сейчас музыку для театра и кино. Возьму на себя смелость сказать, что Павленок — один из лучших театральных композиторов сегодня. Небанально мыслит, тонко чувствует стихию абсурда, иронии и гротеска. Как выразителен его музыкальный язык в недавней премьере минского театра кукол «Птицы»!

Режиссер Алексей Лелявский, по–моему, прав еще и в том, что ценность и статусность любого фестиваля определяется его регулярностью. У нас уже девятый форум. И анализируя прошлые годы, вспоминаю восторженные лица актеров из Европы и России. С каким уважением они говорили о минском фесте, как они его ждут и к нему готовятся. Что он значит для развития белорусского театра кукол и говорить излишне. Увидеть свои спектакли на одной доске рядом с чудачествами из Литвы, Польши или России — дорогого стоит. Сразу можно понять, что ты за фигура — рядовая пешка театрального процесса или амбициозный ферзь.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 73 (24955). Среда, 20 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter