Кто платит, тот и заказывает... температуру

По инициативе группы депутатов в Палате представителей Национального собрания готовится законопроект о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. На заседаниях рабочих групп едва ли не по каждому пункту этого документа идет острая дискуссия. Оно и понятно, все мы хотим чувствовать себя в своих домах комфортно и уютно. Что же мешает этому сегодня? Какие принципиальные новшества предлагают законодатели? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна БУРОВА.

— Анна Николаевна, у нас уже есть закон о защите прав потребителей. Зачем вдруг понадобился отдельный нормативно-правовой акт для сферы коммунальных услуг?
— Дело в том, что действующий закон имеет общий характер и касается всего спектра оказываемых услуг: медицинских, транспортных, образовательных и так далее. И практика показывает, что он не гарантирует в полной мере защиту наших с вами интересов, так как прописать в нем все детали по каждому виду услуг попросту невозможно. Более половины жалоб потребителей приходится на коммунальные услуги. Люди все чаще вынуждены отстаивать свое право жить в нормальных условиях в судах. Учитывая это, мы и занялись разработкой специального закона о защите прав потребителей коммунальных услуг.
— Кстати, на что наши граждане жалуются чаще всего?
— Много вопросов возникает по поводу капитального ремонта и планового технического обслуживания. Людей не устраивает то, как убираются подъезды и дворы, в зимний период часто идут жалобы на низкую температуру в квартирах. При этом многие просто не знают о своих правах, не владеют элементарной информацией о предоставляемых услугах. Вот вы, например, можете конкретно сказать, что входит в техническое обслуживание дома, какие работы, в каком объеме и в какой срок должна выполнять обслуживающая организация?
— Если честно, то понятия не имею.
— Вот видите, а деньги по этой графе в жировке мы исправно отчисляем каждый месяц. Я уж не говорю, что для нас абсолютно неведомо и то, как расходуются эти средства.
— И что же вы предлагаете?
— Одно из основных положений законопроекта касается информирования потребителей о жилищно-коммунальных услугах и тарифах на них. Потребитель вправе знать, за что он платит деньги. В действующем законе о защите прав потребителей сказано, что гражданин имеет право на информацию. И все. В новом проекте закона эта тема занимает почти две страницы. Мы подробно расписываем, какая информация, где и в какие сроки должна быть предоставлена. Исполнитель должен указывать перечень основных и дополнительных услуг, сроки и периодичность их выполнения. Если люди будут хорошо информированы, они всегда смогут проконтролировать, насколько добросовестно обслуживающие организации выполняют свои обязанности.
Что же касается технического обслуживания, то эта статья дотируется еще и государством. Поэтому законопроектом предусматривается ежемесячный отчет исполнителя о том, сколько денег поступило от потребителей на техническое обслуживание, сколько выделено из бюджета, и на что конкретно эти средства потрачены.
— Много неясностей и с капитальным ремонтом. Каждый месяц на эти цели мы платим деньги и что же видим: соседний дом уж давно отремонтирован, а про наш никто толком сказать ничего не может...
— К сожалению, то, что мы с вами отчисляем — это капля в море. По официальным данным, средняя стоимость капремонта одного квадратного метра составляет 450—470 тысяч рублей. Так что многие белорусы могут ждать своей очереди десятилетиями. Проблема и в том, что опять-таки нет отчетности об использовании этих средств, поскольку ими распоряжается не отдельный ЖЭС, а ЖРЭО или администрация района. Они же решают вопрос очередности капитального ремонта. Так что будет справедливо, если местные исполнительные и распорядительные органы власти ежегодно станут информировать потребителей о сумме поступивших средств, их фактическом использовании и планах по капитальному ремонту на будущий год.
— Правда ли, что новый законопроект подразумевает выход на рынок коммунальных услуг частных организаций?
— Мы заложили норму о том, что потребитель вправе выбрать исполнителя жилищно-коммунальных услуг. Тем самым, на рынке ЖКХ будет ликвидирована монополия государственных структур и обеспечена определенная конкуренция, которая, как известно, всегда благотворно влияет на качество услуг и их стоимость.
— В законопроекте говорится, что оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Но как определить эту “качественную” грань? Мне, например, не очень импонирует перспектива зимовать в квартире, где температура в 18 градусов считается нормой.
— Увы, нормы температурного режима устанавливаем не мы. 18 градусов — это минимальный предел. Но сколько случаев, когда столбик термометра не поднимается выше 12—14 градусов. Если потребитель считает, что у него дома холодно по вине исполнителя услуг, он вправе за счет собственных средств организовать проведение независимой экспертизы качества жилищно-коммунальной услуги. Такая норма прописана в проекте закона. Недостатки, указанные в акте проверки, в обязательном порядке должны быть устранены. Кроме того, исполнителю придется возмещать и те средства, которые потребитель затратил на экспертизу.
— Известно немало случаев, когда под видом работника ЖЭСа или других коммунальных организаций в квартиру проникают воры и бандиты. Как решить эту проблему?
— Урегулировать вопросы доступа в жилище, действительно, не просто. С одной стороны, в Гражданском кодексе записано, что гражданин вправе не пускать к себе посторонних лиц. С другой, в законопроекте есть положение о том, что исполнитель должен иметь доступ в жилые помещения для проведения технического и профилактического осмотра сетей и коммуникаций, для устранения неполадок санитарно-технического оборудования, проверки показаний приборов учета. Все условия доступа необходимо прописать в договоре на оказание жилищно-коммунальных услуг. В любом случае, сотрудникам обслуживающей организации следует иметь бэйджики с указанием на них наименования организации исполнителя, должности, фамилии, имени, отчества. Если оказание услуг требует доступа в квартиру, исполнитель должен заблаговременно проинформировать потребителя о том, кто будет выполнять работы и в какое время. Ну и, конечно, сами граждане должны быть начеку.
— На какой стадии сейчас находится законопроект?
— Он проходит согласование со всеми заинтересованными лицами, направлен на юридическую и антикоррупционную экспертизу. Депутаты обсуждают его в своих округах с избирателями. Будем надеяться, что документ будет рассмотрен в первом чтении уже на осенней сессии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter