Кто ответит за козлов?

«В школьном зверинце голодают и замерзают экзотические животные! Они могут погибнуть!» — таков был смысл телефонного звонка из поселка Сосны–2 Любанского района...

«В школьном зверинце голодают и замерзают экзотические животные! Они могут погибнуть!» — таков был смысл телефонного звонка из поселка Сосны–2 Любанского района. Звонила местная жительница, пенсионерка Любовь Глаз. Ее голос дрожал. Описывая заиндевевших на морозце поросят, она, казалось, едва сдерживала слезы: «Срочно приезжайте! Вся надежда только на газету!»


Я выехал на следующий же день. Зверинец при школе — это уже само по себе необычно. Любопытно посмотреть. Если же диковинных животных на глазах детей губит равнодушие взрослых (именно это и следовало из слов пенсионерки), то это уже повод экстренный.


Зверинец — сказано громко. Даже не зоосад, всего два вольерчика. В одном живет небольшое стадо камерунских коз, в другом — пара черных вьетнамских свиней. Недавно третью с приплодом из девяти поросят отселили в будку.


Когда я попросил Александра Берниковича, который за зверьем ухаживает, взять пару поросят для «фотосессии», из будки вырвалось несколько. Их долго и шумно ловили взрослые и дети. Месячные свинки скакали и лавировали так прытко, что заподозрить в них полуживых доходяг было никак нельзя. Зато старшие особи были тучны и напоминали маленьких бегемотов. В животноводстве я не силен. Но не думаю, что зверей откормили к моему приезду.


В школе вообще визиту удивились и даже обиделись. Дескать, животные живут у нас 4 года: никогда не голодали и не мерзли. Полный пансион им обеспечивает экспериментальная база «Любанская», которая 4 года назад в порядке шефской помощи и с педагогической целью подарила школе экзотических зверей. Она же обустроила приличные вольеры.


Признаюсь, что гораздо больше меня удивило людское жилье в поселке Сосны–2. Несколько добротных каменных домов здесь пустуют и разрушаются. Идеологический работник райисполкома Елена Вульф и заместитель директора школы Наталья Михневич объяснили причину.


Когда–то экспериментальная база «Любанская» специализировалась на сортовом картофеле и гремела на весь Союз. Здесь работали несколько Героев Социалистического Труда. С перестройкой пришел упадок, из которого хозяйство не выбралось до сих пор. Руководители меняются, а успех не приходит. Вид разрухи на центральной усадьбе, увы, вполне соответствует реальному положению дел. Здесь надеются, что в следующем году бюджет выделит деньги на обустройство агрогородка и это даст толчок к развитию поселка и хозяйства.


Но вернемся в зоосад. Открывали его торжественно, но дети к нему быстро привыкли. Многие видят почти таких же коз и поросят на своих подворьях. Педагогический эффект от эксперимента выходит неоднозначный, спорный. А хлопот доставляет немало. Где свиньи, там и навоз, и мухи. От козлов к тому же исходит специфический и весьма резкий запах. Зоосад, между прочим, расположен ближе к детскому саду, чем к школе.


Словом, постепенно вызрело мнение, что детям довольно и обычного «живого уголка». Уже созванивались с администрацией Минского зоопарка: там животных готовы забрать. Но прежде нужно соблюсти формальности, ведь козлы и свиньи числятся на балансе... отдела народного образования и стоят определенных денег. Впрочем, председатель Любанского райсовета Олег Головчиц не исключает и того, что животных переселят в райцентр.


Здесь можно бы и закончить: разве не все ясно? Но привлекло необычное объявление, которое не успели снять. В Любани только что состоялось районное родительское собрание, посвященное роли родителей–отцов в воспитании детей. Какая здесь связь? Тема одна и та же: педагогика. Полагаю, что вьетнамские свинки и камерунские козы нам в данном случае интересны не сами по себе, а как «воспитательное средство».


Исполняющая обязанности начальника роно Светлана Журавлева сказала о полном, даже неожиданном успехе собрания. В районе 37 отцов–одиночек, из которых 23 воспитывают детей самостоятельно. То есть без помощи женщины — жены, сожительницы или хотя бы бабушки. Все рвались выступить, и не все смогли: времени не хватило. Но никто не жаловался на судьбу и претензий власти не предъявлял. Сами справляются. И каждый хотел поделиться опытом. «День отца», сказала Светлана Журавлева, в районе решено сделать традиционным.


Она же, выросшая в детдоме и познавшая проблемы педагогики на своей судьбе, высказала неожиданное для меня мнение, что зоосад в школе поселка Сосны–2 хорошо бы оставить. Именно в воспитательных целях. Ну и что, дескать, что навоз и запах? Крестьянский труд без этого не обходится.


...А Любови Александровне хочу сказать спасибо за тревожный звонок. Хотя мы с ней разошлись в оценке происходящего. Я уверен, что поросятам и козам в Соснах–2 ничто не угрожает. Останутся ли они здесь? Вопрос. Как видим, даже профессиональные педагоги имеют разные взгляды на школьный зверинец и его роль в воспитании детей. Пусть все лишний раз об этом задумаются. Лично я за детей переживаю, конечно, больше. Но здесь многое связано. Когда–то давно видел американский фильм «Благослови детей и зверей». Деталей не помню, а вот название запало в душу навсегда. Очень точно сказано!


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter