Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь:
- В правилах торговли сформулирован такой подход: продавец должен создать такие условия, чтобы вещи покупателя, оставленные в ячейке для хранения, остались в сохранности. Безусловно, если злоумышленник будет пытаться целенаправленно совершить кражу, то он найдет способ как это сделать и такие случаи исключать нельзя. Ведь и квартиры вскрывают. Вот почему в магазинах размещаются объявления, что администрация не несет ответственности за оставленные вещи. Но при этом продавец должен сделать все возможное, чтобы обезопасить сохранность вещей в ячейках: предусмотреть разные ключи от каждой ячейки (бывают случаи, когда ключи подходят не к одной ячейке, а к нескольким), замки на всех ячейках должны быть исправные и хорошо закрываться. Если все это продавец обеспечил, но кража все же произошла, то в данном случае он ответственности нести за это не будет.
Иногда продавец размещает такие объявления, чтобы предупредить, что ценные вещи оставлять в ячейках вы можете на свое усмотрение, и если случится кража, ответственности за эти вещи он нести не будет. Поэтому, покупатель сам должен принимать решение, оставлять ему свои вещи в ячейке или же нет.
Но в случае, если вещь пропала из ячейки и при этом обнаружилось, что продавец не предпринял достаточных мер для обеспечения сохранности вещей покупателя, например, выяснилось, что ключи подходят не к одной, а к нескольким ячейкам, вот тогда продавец вернет покупателю стоимость пропавшего имущества, потому что он не выполнил должным образом свои обязанности по правилам торговли и между двумя событиями просматривается причинно-следственная связь. То же самое касается и исправности работы замков на ячейках. Если замок плохо сработал и ячейка открылась, то и в этом случае продавец понесет ответственность за пропавшие вещи, поскольку не обеспечил возможность их сохранения.
Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?
Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.