Кто они – первые посетители обновленного мемориала жертвам фашизма?

«Тростенец» – четвертый по числу жертв лагерь Европы. 206 тысяч убитых нацистами – такая цифра указана на черном обелиске, установленном у входа в урочище Благовщина. Вчера здесь прошла церемония торжественного открытия второй очереди мемориала. В мероприятии приняли участие президенты трех стран: Беларуси, Германии, Австрии, гости из Израиля, Чехии, Польши. Состоялся митинг-реквием, посвященный памяти жертв нацизма. На следующий день немало желающих пришли посмотреть на обновленный монумент.


Минчане Валентина Кондрацкая и Татьяна Жешко ходили в лес по ягоды, а вернуться решили через Благовщину:

— Урочище знакомо давно. Удивилась, что здесь так все изменилось. Каждому нужно посетить, ведь это трагедия, наша память, история, ее нельзя забывать и нужно чтить, хранить. Она коснулась многих народов. Мы хотим отдать дань памяти погибшим, — говорит Татьяна Жешко.


— Когда проходишь по аллеям, мурашки по коже, памятники, сама атмосфера, настолько все реалистично, — добавляет Валентина Кондрацкая.

Инна Ермакович живет в Смоленске, но часто приезжает в Минск, откуда родом:

— Много трагических мест посещала: Катынь, Хатынь. Недавно приехала на свою малую родину, от подруг узнала о Благовщине, не долго думая, решили побывать, сразу прониклась. Трагедия заставляет задуматься ценностях. Мы живем в такое время, когда мир настолько шаткий.


Тростенец — это музей под открытым небом. Посетить его может любой желающей бесплатно. До Благовщины от МКАД —около пяти километров по трассе на Могилев. В минских Шабанах в районе улицы Селицкого еще одна часть лагеря смерти, куда мы также отправились. Здесь располагается мемориал «Врата памяти», открытый три года назад. В основе экспозиции — скульптуры изможденных узников.


У памятника встречаем гостей из Южной Африки Андрея Мокади и Михейла Мохлатси. Они торопятся: через полтора часа вылет из Национального аэропорта. Времени на интервью особо нет:

— Вчера узнали о Тростенце впервые по телевизору. Купили в дорогу березовый сок, зефир и шоколад, решили попутно посетить это место скорби, — говорит нам через переводчика Михейл и делает селфи со своим коллегой.


Тростенец сегодня — место посетителей из разных регионов. Татьяна Бельковцова из Речицы приехала в гости к дочери:

— Внукам Лизе и Роме здесь интересно. Они рассматривают фундаменты бывших помещений, хотя еще не понимают трагедии, ее масштабов. Но со временем, думаю, поймут…


Прямо возле дороги смерти, ведущей от Тростенца до Благовщины, встречаю коренного жителя Шабанов Сергея Санацкого. Он занят благоустройством могил на гражданском кладбище. Его отцу в начале Великой Отечественной войны исполнилось двенадцать лет:


— Он остался сиротой, приютила тетя, рассказывал, как в Тростенце сжигали и расстреливали сотнями. Страшно было. А вот теперь об этом только из учебников узнать можно. Но сколько здесь людей полегло —неизвестно точно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter