Кто не успел?

8 октября должен был завершиться процесс подачи документов для регистрации прав на земельные участки в садоводческих товариществах...

«Дачники стоят за дверью стеной. Принимаем по 100 человек в день», — так охарактеризовали ситуацию работники землеустроительной и геодезической службы Дзержинского района 8 октября. В день, когда по законодательству должен был завершиться процесс подачи документов для регистрации прав на земельные участки в садоводческих товариществах. То же самое творилось и в молодечненском кадастровом агентстве. Из 18,7 тысячи садоводов здесь получили регистрационные документы 12,7 тысячи. Около 70 процентов. Остальные, похоже, стоят или готовятся стоять в очереди. Ближе всех к финишу Минский район. Количество законопослушных дачников в этом регионе приближается к 90 процентам. Но очереди тоже не исчезли.


«Одно окно» не для всех


Госкомимущество пытается пустить регистрационный процесс по принципу «одного окна». Но этому объективно препятствует клубок нерешенных проблем: фактическое расположение участков не совпадает с генпланом, имеются споры по границам с соседями, кое–кто раскорчевал и присоединил к своему участку кусочек леса или общественной лужайки. Все это — реальные препоны для подготовки регистрационных документов. У тех же дачников, которым 6 соток нарезал не исполком, а председатель товарищества, регистрация и вовсе должна начинаться с изъятия земли у кооператива и предоставления ее индивидуально каждому садоводу со всеми вытекающими затем последствиями: установление границ, изготовление генплана, землеустроительного дела.


Урожай или справки?


Дело между тем нешуточное. Прежде участок могли изъять только в том случае, если его (как минимум 2 года) никто не обрабатывает и не наведывает. С 8 октября есть еще один повод — отсутствие документов, подтверждающих права на загородную недвижимость. Государство решило, что каждый клочок земли обязательно должен иметь своего хозяина. Правильно: порядок нужен везде и во всем. Тем более на земле, которая нынче — товар, и недешевый. Однако к середине лета требуемых документов не было у 320 тысяч дачников из 518 тысяч. Постепенно ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Сейчас примерно каждый второй дачник все еще без госакта или свидетельства о регистрации прав на землю.


Кроме того, в дачных массивах хватает земельных наделов, фактически брошенных хозяевами. Поэтому нелишним будет знать: кто и как может забрать землю у садовода?


Это надо знать!


Как и когда начнут проверять наличие документов на 6 соток и наказывать за их отсутствие, пока не ясно. В исполкомах не дали четкого ответа на этот вопрос, заметив лишь, что ни одному желающему получить свидетельство о госрегистрации прав на землю и после 8 октября не откажут в приеме документов. И все объективные обстоятельства непременно учтут. А вот изъятие неиспользуемых наделов уже практикуется. Например, в Минском районе (здесь спрос на загородную землю традиционно превышает предложение) в прошлом году забрали у нерадивых хозяев 50 участков, в нынешнем — 15 из 54 тысяч имеющихся. Разобраться, как же происходит изъятие земли, нам поможет Виктория Свилло, главный специалист отдела юридической работы управления делами Минского райисполкома.


Кого запишут в нарушители закона


Прежде всего нужно четко определиться с характерными признаками недвижимости, которая может подлежать изъятию. Это может быть пустой земельный надел или участок с домом и садом. Приметы запустения видны, что называется, невооруженным глазом. Если деревья и кусты не обрезать, не удобрять, не защищать от сорняков, а траву не косить, то уже через несколько лет дачные сотки будут напоминать кусочек непроходимого леса.


«Участки в товариществах предоставляются с конкретной целью: для коллективного садоводства и огородничества. Значит, выращивание сельхозпродукции — обязанность владельца такой земли. Это закреплено в Кодексе о земле и однозначно прописано в уставе товарищества, — подчеркивает Виктория Свилло. — Случается, что участок не обрабатывается по объективным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность собственника), но, к сожалению, в законодательстве нет исключений. А зарастающий сорняками клочок земли доставляет определенные неудобства соседям». Кстати, соседи могут первыми обратиться к председателю товарищества с просьбой остановить ползущие к ним «джунгли».


Без бумажки — букашка


По просьбе садоводов или по собственной инициативе председатель товарищества должен создать комиссию. Хорошо, если в нее, кроме членов правления, войдут представители санитарной службы и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям. Тогда замечания, которые нужно обязательно внести в протокол, будут более аргументированными и весомыми.


Найти хозяина участка


Дело не из простых. Многие получали дачи в 70 — 80–е годы. Во времена перестройки продавали, дарили, зачастую не ставя в известность председателя. Да и в правлении кооперативов случалась «портфельная» чехарда. Я это к тому, что владельцем заброшенного строения может оказаться далеко не Иван Иванович Иванов, как значится в документах товарищества. А порой собственник уже давно живет за пределами страны. Но процедура изъятия жестко требует факта вручения собственнику предписания. Лично и под роспись. В противном случае дело даже не дойдет до суда.


Лучше откажитесь


Допустим, собственник имеется. И предупреждение (обязательно с указанием на нарушения норм содержания земельного надела и сроками их устранения) получил. Если он действительно не намерен обременять себя загородной недвижимостью, то самый лучший вариант — добровольно отказаться, написав об этом заявление в исполком. Участок заберут и передадут другому пользователю.


Срок истек


Отказаться по–хорошему не хотите? Что ж, тогда по истечении срока, данного вам на устранение заброшенности участка, комиссия явится туда снова. И опять составит акт обследования. Все — теперь вопрос можно выносить на суд членов СТ. Судьбу нарушителя решает общее собрание с кворумом две трети садоводов (если документы устава не приведены в соответствие с требованиями нового законодательства) или половина (по новым правилам). Таким составом общее собрание садоводов может исключить вас из членов товарищества. Если у вас нет правоустанавливающих документов на участок, то его просто забирают. Право пожизненного наследуемого владения прекращается по решению местного исполкома, которое выносится на основании обращения председателя товарищества. Вот и все. Считайте, что землю вы потеряли. Хотя имеете полное право обжаловать и действия председателя, и исполкома в суде.


Год на размышления


С собственником все несколько сложнее. С момента исключения такого садовода из кооператива законодатель дает ему еще целый год на то, чтобы он распорядился собственностью. Продал, подарил или привел в порядок. А уж потом председатель СТ передает пакет «компромата» в исполком, а тот в свою очередь, прежде направив очередное предписание с «испытательным» сроком, подает на бесхозяйственного владельца в суд. И суд выносит вердикт, который также можно обжаловать. Например, предоставив справку, что собственник все это время тяжело болел.


Справка «СБ»


«Члены товарищества на территории своих земельных участков обязаны своевременно проводить мероприятия по борьбе с сорняками, вредителями и болезнями растений».


Из типовых правил внутреннего распорядка садоводческих товариществ.


Компетентное мнение


Георгий Кузнецов, председатель Госкомитета по имуществу:


— В садоводческих товариществах и без изъятия хватает пустующих участков. Люди добровольно от них отказываются, мотивируя тем, что обрабатывать «сотки» невыгодно и ездить туда накладно. Что делать с такими наделами, председатели тоже не знают. Сельхозпредприятию их не передашь, лесникам тоже. Привлечь новых дачников? Нелегко, спроса нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter