Кто не стоит на месте, тот в убытке не останется. Заезженное выражение насчет того, что Беларусь может жить припеваючи за счет транзита грузов, пока на практике подтверждения не нашло, хотя теоретически оно верно.

Беларусь, находясь в центре Европы и являясь мостом между Западом и Востоком, по логике, да и по экономической целесообразности должна иметь дивиденды от своего уникального географического положения. Однако достаточно проехать по магистрали Брест — Минск, доведенной в канун Московской олимпиады до европейского уровня, чтобы поразиться ее пустынностью. Отмахав не один десяток верст, можно так и не встретить автокаравана.
Почему так происходит?
Сразу нужно оговориться, что большая политика здесь ни при чем. Бизнес по сути своей аполитичен и устремляется туда, где созданы более благоприятные условия для его существования. И криминала уровня начала 90-х годов на наших трассах также нет. Можно спокойно остановиться по пути и не бояться, что из леса выйдут бандиты и потребуют “тугрики” за возможность и дальше накручивать километры. И, наконец, нет особых нареканий на уровень дорог. Та же “олимпийка” сегодня испещрена знаками, которые разрешают легковушкам разгоняться до 120 километров в час. То есть асфальт по своей глади напоминает зеркало.
Но зарубежные фуры не вытягиваются на трассе в движущуюся непрерывную автоцепь...
Вчера объяснения на этот счет давал в парламенте на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Николай Верховец.
Он сообщил, что с конца прошлого года и начала нынешнего международные транспортные потоки действительно изменили свое направление и пошли в обход нашей республики — через Украину и страны Балтии. “Это было вызвано несколькими обстоятельствами: большими очередями на границе и некоторыми действиями наших госорганов по массовой конфискации транспорта на границе. В последнее время правительство дало поручение Таможенному комитету, Комитету погранвойск, Министерству транспорта, другим структурам проработать этот вопрос и внести изменения в нормативно-правовую базу, дабы исключить в дальнейшем факты, когда за небольшую провинность конфисковывались автомобили и груз”, — сообщил замминистра.
Следует добавить, что на автотранспортных переходах с середины текущего месяца стала действовать инструкция, согласно которой на оформление легкового автомобиля предписано затрачивать не более 15 минут, туристического автобуса — не более 30, а грузовика — не более 40 минут.
По словам Николая Верховца, предпринимаемые правительством  меры должны способствовать возвращению международного транспортного потока в белорусское русло.
Кстати, от этого напрямую зависит и возвращение республикой кредита, выделенного Европейским банком реконструкции и развития на ремонт дороги Брест — граница Российской Федерации. Кредит выдан до 2007 года. Погашается он за счет средств, взимаемых за проезд по данной дороге.
Депутаты вчера поинтересовались также объемами иностранных инвестиций в автотранспортную сферу. Николай Верховец отметил, что этой проблемой сейчас вплотную занимается его министерство. Обновление грузового парка в настоящее время в год составляет не более 5 процентов. Что, безусловно, крайне мало и ведет к снижению конкурентоспособности белорусских перевозчиков на мировом рынке. Но причины такой ситуации следует искать не только в дне сегодняшнем. Корни уходят во времена распада СССР и последовавшие затем годы нестабильности, что привело к падению объемов грузоперевозок, хотя этот рынок весьма и весьма доходный.
Сложнее обстоят дела с перевозками пассажиров на городских и пригородных маршрутах, которые уже по определению своему являются убыточными. Согласно принятым решениям, 30 процентов расходов автопредприятиям должны покрывать местные бюджеты. Однако ни одна область это условие не выполняет, что еще более усугубляет состояние отрасли. Износ основных фондов транспортных организаций сегодня достаточно высок. И задача обновления автопарка сейчас одна из главных. В первую очередь предполагается вывести из эксплуатации автобусы, которые имеют повышенный расход топлива и с бензиновыми двигателями. Также в нынешнем году планируется обновить автобусный парк на 10 процентов.
По мнению Николая Верховца, у Беларуси есть все возможности сделать транспортную и дорожную отрасли высокодоходными.
Частники, пришедшие недавно на рынок пассажирских перевозок в городах и весях, подтвердили то, о чем многие догадывались, но не могли доказать на практике. Деньги можно зарабатывать там, где их раньше теряли. Сумеет ли это сделать Министерство транспорта и коммуникаций?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter