Кто на рынке хозяин?

Полки с импортом в магазинах пустеют. Сможет ли их занять белорусский товар?

Долгие годы отечественные производители вели неравный бой с импортом, а сейчас из-за девальвации белорусского рубля импортные товары настолько подорожали, что завозить их стало невыгодно.
Вот и получается, что ниши рынка, на которые еще вчера было не пробиться, свободны: бери — не хочу. Кстати, в России после дефолта 1998 года начало активно развиваться импортозамещение. Предприимчивые люди смекнули, что на этом можно неплохо заработать. А сколько различных товаров повседневного спроса, строительных материалов производят сегодня в соседней Польше, нам ли, белорусам, не знать?! Корреспондент “НГ” решила посмотреть, стало ли в наших магазинах больше белорусских товаров и каких товаров не хватает белорусам, и отправилась в хозяйственные магазины.

Существенное преимущество

Поскольку импорта стало меньше, белорусских товаров на полках заметно прибавилось. Да и спрос на них явно подрос: ведь большинство покупателей в первую очередь ориентируются на ценник. Скажем, если раньше наши “стиралки” проигрывали по цене зарубежным, то теперь “Атланты” стоят раза в два дешевле самого недорогого импортного аналога. Та же ситуация с нашими электрочайниками, утюгами и микроволновками. Например, в столичном магазине “1000 мелочей” удалось обнаружить отечественные электрочайники от “Витязя”, борисовского ИПО “Экрум” (ТМ Polly) и “Атланта”. Начальная цена за наши — 130 тысяч рублей, на импортные с похожим дизайном — от 300 тысяч. Да, надо признать, что у наших и пластик похуже качеством, и крышка неудобная, но разбежка в цене эти недостатки с лихвой окупает.
У коллеги в новой квартире разбился умывальник — строители плохо закрепили его. Эта неприятная неожиданность сулила ей внушительные незапланированные траты: коллега прикидывала, что по теперешним временам за новый придется выложить минимум тысяч 300—400. Если бы у нас не было “Керамина”, так оно бы и случилось. Но благодаря нашему производителю покупка обошлась всего в 100 тысяч рублей. Согласитесь, не очень большая сумма на сегодняшний день для такой покупки.
А вот кофеварок, кухонных комбайнов, фритюрниц белорусского производства в магазинах найти не посчастливилось. Зато узнала, что “Белвар” начал выпускать пароварки, а “Горизонт” — модные нынче хлебопечки.

Наши подтягиваются

До сих пор наши предприятия не выпускают стеклянную посуду для микроволновок. А вот сковороды с антипригарным покрытием делать уже научились. Речь идет о торговых марках “Виктория” и “Шеф-повар”.
— Довольно неплохого качества, — одобрительно кивнула мне продавец, заметив мой интерес к отечественной посуде.
— Я себе такую уже купила и пока довольна, — оживилась стоящая рядом покупательница. — А дети подарили кастрюли “Кухар” из нержавейки — тоже очень хорошие.
У полок с кружками взгляд покупателя моментально притягивают к себе разнокалиберные китайские и чешские изделия — из таких многие любят пить чай на работе.  А скромно стоящие рядом кружки Добрушского фарфорового завода выглядели так, словно изначально признали свое поражение в этой конкурентной борьбе — традиционные формы и поднадоевшие цветочные мотивы. Их козырем была только цена, в три-четыре раза ниже, чем у зарубежных соседок.

Импортозамещение в действии

Как бы импортеры ни повышали цены, благодаря могилевскому “Красному металлисту” мы не останемся без ложек и вилок, а также ножниц и пилочек для ногтей. Правда, с обычными заколками для волос может возникнуть проблема: то, что выглядит современно и красиво, — обязательно китайское, в то время как белорусские производители почему-то до сих пор выпускают только шпильки, невидимки и зажимы для волос образца тридцатилетней давности.
Кстати, теперь наши предприятия нельзя упрекнуть в том, что у нас не выпускают своих граблей и лопат. Граблями наших садоводов-огородников обеспечивает могилевское предприятие “Строммашина”, лопатами — наш гигант БелАЗ, отвертками — “Интеграл”.
Появились в продаже даже белорусские триммеры. По программе импортозамещения Гомельский мотороремонтный завод начал выпуск бензиновых триммеров, а “Белвар” — электрических. О своих планах по выпуску этой востребованной садовой техники корреспонденту “НГ” рассказали и на “Витязе”.

Догнать и перегнать?

— Неужели у вас нет недорогого белорусского клея? — недоумевал раздраженный покупатель в одном из отделов. — У нас же куча химических заводов, а клей продаете из Ирландии, Германии, Польши, России.
Как оказалось, Геннадий Евгеньевич — так звали недовольного покупателя — в прошлом работал мастером на заводе. И теперь, покупая различные ортопедические средства, промышленные товары, не понимает, почему должен выкладывать приличную часть своей пенсии за дорогие, но очень простые в производстве, на его взгляд, вещи. Как, например, за одноразовые бумажные тарелки. “Трактора и “МАЗы” же как-то делаем, а такое добро выпускать не можем?” — не укладывается у него в голове.
Не производят в Беларуси памперсы, CD- и DVD-диски, кондиционеры, кофеварки, ламинат... Да мало ли того, чего у нас не производят. Но стоит ли все делать самим? На этот вопрос нет однозначного ответа. Сейчас все чаще можно услышать мнение, что это нерационально.
“Есть товарные позиции, по которым мы никогда не догоним тот же Китай. И если мы не можем произвести по той же цене, что и китайцы, или еще дешевле, значит, это лучше покупать у них, — считает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр ШВЕЦ. — Ведь импортозамещение требует огромных вложений, которые неизвестно когда окупятся”. Вместо пустой траты денег, считает он, более целесообразно наращивать экспорт в тех отраслях, в которых мы наиболее успешны на мировом рынке.
По мнению специалиста, долгие годы к импортозамещению подход был формальным. Но теперь, прежде чем затевать такое производство, собственники предприятий, руководство концернов и отраслевых ведомств должны тщательно проанализировать каждую товарную позицию: кто может ее производить, какая от этого будет отдача и даже спрогнозировать, не упадет ли спрос на этот товар в будущем. И только после этого затевать производство. “Иначе мы всегда будем в роли догоняющих”, — убежден Александр Швец.
Особые надежды в сегодняшней ситуации на частный бизнес. Пока крупные предприятия сориентируются, куда ветер дует, и перестроят свое производство, бизнесмены уже могут начать выпуск нужной продукции. И хотя специалисты полагают, что наши условия отличаются от условий в России после дефолта 1998 года, у нас сейчас впервые за долгое время появился реальный шанс запустить импортозамещающие производства. Нужно только мониторить рынок в поисках новых возможностей.

За

Екатерина БОРОВИК, пенсионерка:
— Я всегда стараюсь в быту пользоваться белорусскими товарами, поскольку они стоят дешевле импортных. И как домохозяйка со стажем не могу пожаловаться на качество ни нашей посуды, ни порошков, ни техники: для бытового использования они очень хорошо подходят. Например, всем известной “Помощницей” пользуюсь уже много лет и не променяю ее ни на один импортный кухонный комбайн. А наши чугунные сковородки в Германии считаются самой экологически правильной посудой и ценятся куда выше тефлоновых. Сравнивала недавно вязаные шапки и рукавички,изделия из пластика: польские отличаются от наших только ценой — и то, как вы понимаете, не в лучшую сторону. Классические вещи, производимые не первый год, прошли испытание временем, а постоянно появляющиеся новинки — это дань моде, поэтому недолговечны.

Против

Ольга СТУПАК, мама близнецов в декретном отпуске:
— Многие отечественные хозтовары могли бы конкурировать с импортными, если бы производители учились вовремя их совершенствовать. Поэтому мне, например, приходится покупать дорогие импортные стиральные порошки, так как белорусские плохо вымываются из белья и часто вызывают аллергию у детей. У нашей бытовой техники, увы, нет стабильности: купленные вчера и сегодня два идентичных холодильника могут оказаться разного качества — как повезет. А посуда, хоть и проходит тест на качество, но уступает импортной по современности и дизайну. Почему фабрики десятилетиями не меняют формы и расцветки и не пробуют делать удобную и популярную сегодня посуду с антипригарным покрытием, формы из силикона? Нужно постоянно работать над ассортиментом и качеством, иначе покупатели быстро уйдут к конкурентам.

Актуально

Выборочный подход
Беларусь может сократить зависимость от импорта в два раза

Об этом заявил премьер-министр Михаил Мясникович, посетив выставку импортозамещающей продукции, которая проходила в НАН Беларуси.
В течение нескольких часов он знакомился как
с образцами успешного опыта импортозамещения
в стране, так и с теми товарами, которые мы вынуждены импортировать. В этой части выставки были выставлены стиральные машины с вертикальной загрузкой, посудомойки, фены и кофеварки, вентиляторы, коляски для детей, ламинат, саморезы и даже вязаные шапки и рукавички. Хотя купить кофеварку
импортного производства можно в интернет магазинах. Премьер-министр очень удивился, заметив в одном ряду с ними обычную чугунную посуду и эмалированное ведро. Выяснилось, что эти товары мы тоже вынуждены импортировать. Среди спорттоваров, которые у нас не производятся, в глаза бросался обычный мяч. Михаил Мясникович поинтересовался: неужели у нас не выпускают простые резиновые мячи? Оказалось, что никаких мячей — ни резиновых, ни кожаных, ни для футбола и волейбола, ни для пляжа и гимнастики. Поэтому около миллиона мячей страна вынуждена импортировать.
Высказывая уверенность в том, что страна может сократить свою зависимость от импорта, Михаил Мясникович заметил, что импортозамещение не должно быть всеохватным, иначе это может снизить конкурентоспособность наших товаров. По мнению премьер-министра, чтобы выпускаемая продукция могла работать не только на внутренний рынок, но и на нужды экспорта, производство импортозамещающей продукции должно осуществляться на высоком качественном уровне и быть экономически обоснованным и выгодным.

Мнение

Андрей ОРЛОВ, директор ЧПУП “Завод электроники и бытовой техники “Горизонт”:

— У “Горизонта” большой опыт производства кинескопных телевизоров, но в связи с появлением новых технологий, возросшими требованиями потребителей мы диверсифицировали свое производство и семь-восемь лет назад начали выпускать LCD-телевизоры. С прошлого года производим приставки для цифрового приема сигнала. Кроме того, в рамках холдинга “Горизонт” выпускаются СВЧ-печи, DVD-проигрыватели, пылесосы и кондиционеры. Не могу сказать, что в связи с освоением новой продукции мы сталкиваемся с какими-то большими проблемами. Да, существуют некоторые финансовые сложности, но они есть у многих производителей. Я сказал бы, что острее стоит необходимость соответствовать всем мировым стандартам. За последние несколько лет поменялись технологии производства LCD-телевизоров — появились телевизоры с LED-подсветкой. Они тоньше по глубине цвета, имеют более эстетичный вид, у них более сочная, яркая картинка. И такие телевизоры мы тоже уже выпускаем. Убежден, что если белорусские предприятия могут производить продукцию не хуже импортной — по дизайну, качеству и цене, то выпускать ее нужно.

Чего нам не хватает

  • Аппараты для бритья. Бритвенные станки и сменные кассеты к ним с плавающими ножами, двойными и тройными лезвиями из высококачественной нержавеющей стали в нашей стране вообще не производятся. Хотя мужская часть населения пользуется ими каждый день и продукция очень востребована. Специалисты подсчитали, что в год нам необходимо 2,4 млн штук таких изделий.
  • Эмалированная посуда. Предприятие “САНТЭП”, которое раньше занималось выпуском такой посуды, сейчас находится в стадии ликвидации и прекратило производство. Поэтому всю эмалированную посуду — начиная от кастрюль, мисок, сковородок и заканчивая чайниками и ковшиками — приходится покупать за границей. Причем объемы закупок достигают полумиллиона штук в год.
  • Чугунная посуда. Для сельского населения чугунные сковороды, утятницы, казаны не теряют своей актуальности и сейчас. Покупатели очень часто интересуются в магазинах именно такой посудой, однако из отечественного товара предложить им нечего. Производит ее только слуцкий завод “Эмальпосуда”, но, как доложили на выставке главе правительства, в последнее время на внутренний рынок он чугунную посуду не отгружает ни на каких условиях.
  • Одежда для беременных. От обычной такая одежда отличается тем, что имеет специфические конструктивные решения, а к сырью, из которого она шьется, предъявляются особые требования. В Беларуси костюмы, блузы, брюки и комбинезоны для будущих мам в небольшом количестве производит только ОАО “Калинка” (Солигорск). А в большинстве своем беременные дамы вынуждены одеваться на рынках, приобретая продукцию из России, Польши и США.
  • Детская обувь. Несмотря на то что детская обувь в Беларуси выпускается, ее явно не хватает. По подсчетам специалистов, как минимум одного миллиона пар в год. Это обувь из кожи и кожзаменителя, текстиля для всех возрастных групп, в том числе пинетки, кроссовки и пляжная обувь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter