Кто на море, кто на Вячу, а кооператоры – на дачу…

Смолевичское райпо уверенно наращивает объемы розничного товарооборота

Умелое сочетание прогрессивных и нетрадиционных подходов в организации торговой деятельности позволяет коллективу Смолевичского райпо уверенно наращивать объемы розничного товарооборота

Еще несколько лет назад рейтинг Смолевичского райпо в системе потребительской кооперации республики был одним из самых низких. Новому председателю правления потребительского общества Ольге Макейчик понадобилось всего каких-то полтора года, чтобы ситуация изменилась с точностью до наоборот. Сегодня эту районную кооперативную организацию нередко ставят в пример другим, как необходимо работать в сложных экономических условиях. А поскольку, как известно, опыт ценен повторением, представляется логичным решение руководства Минского облпотребсоюза о проведении именно здесь областного семинара-совещания с целью изучения тамошних подходов в совершенствовании торговой деятельности и, как следствие, увеличении объемов розничного товарооборота.

Было бы, видимо, неправильно утверждать, что все проблемы в райпо уже остались в прошлом. Это, конечно, не так. Важно другое: динамика развития, которая неуклонно идет по нарастающей. Причем, что примечательно, поступательное движение достигается не за счет крупных финансовых инъекций — такими средствами в райпо просто не располагают, а исключительно благодаря инициативе и предприимчивости самой Ольги Исаковны и ее коллег. В результате при минимальных издержках и затратах обеспечивается максимальный экономический эффект. В этом участники семинара убедились после посещения ряда объектов Смолевичского райпо. Некоторые из них, возможно, и не отличаются внешней броскостью, зато демонстрируют высокопроизводительную работу, успешно конкурируют с местными коммерческими структурами.

Магазин «Продукты» в деревне Озерецкая Слобода типичный для системы потребительской кооперации. Изюминка — в отделе кулинарии, который, по словам завмага Валентины Шевель, пользуется большой популярностью у покупателей, что в свою очередь способствует в целом увеличению объемов товарооборота торгового предприятия. Здесь срабатывает чисто психологический момент: отоварившись продукцией общественного питания, покупатель обычно не ограничивается только этим. Тем более что выбор товаров в магазине велик и возникает естественный соблазн приобрести еще что-нибудь из обширного предлагаемого ассортимента. Эффективность такого союза общепита и торговли в отдельно взятом магазине можно проиллюстрировать конкретными цифрами: за пять месяцев темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 103,5 процента. И это несмотря на то, что в деревне с населением 1,8 тысячи человек торговую деятельность также осуществляют пять коммерческих магазинов и два ларька местных сельхозпред­приятий. А в день семинара довелось наблюдать не очень приятную картину, когда по соседству с магазином потребкооперации организовала выездную торговлю Смолевичская бройлерная птицефабрика. Ссылки на свободную рыночную конкуренцию, думается, здесь не совсем уместны. Пора бы, как говорится, и власть употребить.

Впрочем, в райпо больше предпочитают полагаться на самих себя, и единственное, о чем просят, чтобы не мешали работать. Так оно, по большому счету, и происходит, а когда в товарищах, что называется, согласье есть, то и дело спорится. В Смолевичском районе расположено 151 садоводческое товарищество, насчитывается свыше 29 тысяч дачных участков. Между тем только в шести дачных кооперативах имеются в настоящее время стационарные магазины и еще столько же обслуживаются автомагазинами райпо. Как верно заметил первый заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Валентин Тихонович, эта ниша еще практически не занята. Справедливости ради замечу, что в этом смысле смолевичские кооператоры не одиноки, аналогичная ситуация и в других пригородных райпо. А ведь потенциальные дивиденды от «окучивания» дачных участков очень даже неплохие. Подтверждением тому — работа магазина на остановочном пункте «Слобода», который в основном обслуживает дачников из крупного садоводческого товарищества «Надежда».

Внешне это предприятие торговли чем-то напоминает гараж-ракушку, но только в увеличенном размере. Однако при его открытии и не ставилась цель поразить чье-то воображение современным евродизайном. Зато в случае чего злоумышленнику вряд ли удастся вскрыть стальные ставни и двери и проникнуть вовнутрь. Да и сигнализация имеется в наличии. Меры предосторожности, должен заметить, совсем не лишние. Все-таки объект находится на отшибе. А в остальном это обычный магазин со всеми присущими ему атрибутами. Что же касается ассортимента, то даже в некоторых сельских стационарных предприятиях торговли не всегда можно увидеть такое товарное изобилие. Продавец Игорь Осинкин рассказал, что торговля идет бойко. Дачники, а это в основном минчане, очень довольны. Ведь им теперь не надо заранее запасаться в столице продуктами питания, все необходимое можно приобрести на месте. Магазин работает с 8.30 до 22 часов, выходной — понедельник. Дачный сезон, судя по всему, будет для кооператоров успешным. За апрель — май среднемесячный товарооборот превысил 50 миллионов рублей. Темп роста в сопоставимых ценах — 155,4 процента. Летом же вообще рассчитывают выйти на показатель в 70 миллионов рублей, и эта цифра, думается, вполне реальна. Еще любопытная информация к размышлению: торговавший здесь прежде частный предприниматель после открытия кооперативного магазина вынужден был убраться восвояси — не выдержал конкуренции. Комментарии, думается, излишни.

В 2007 году деревня Курково получила статус агрогородка. Тогда же была проведена реконструкция местного магазина товаров повседневного спроса. Предприятие торговли получилось, как говорится, на загляденье и по дизайну, и по внутреннему наполнению. Но особый уют и шарм, как мне показалось, создают все-таки пышные и с любовью ухоженные цветочные клумбы в огороженном палисаднике вокруг магазина. Это уже творенье трудолюбивых рук заведующей магазином Натальи Матвеевой и продавца Татьяны Баравик. Вроде бы мелочь, а радует взор, создает хорошее настроение. Неудивительно, что сюда словно магнитом тянет покупателей. А в результате среднемесячный товарооборот вплотную приблизился к ста миллионам рублей, темп роста — 113 процентов. И это, заметьте, в населенном пункте, где проживают 350 человек.

Во многом поучительным оказалось для участников семинара и ознакомление с работой универсама «Чародей» в райцентре. По информации директора ОСП «Продтовары» Натальи Розум, в состав которого входит магазин, среднемесячный товарооборот с начала года составил здесь более 150 миллионов рублей при темпе роста 110 процентов в сопоставимых ценах. Перед коллективом, а это пять продавцов вместе с заведующей, поставлена задача выйти в ближайшее время на среднемесячный показатель в 200 миллионов рублей, и, судя по итогам работы в июне, она будет успешно решена. Кстати, уже теперь среднемесячная нагрузка на одного работника достигла почти 28 миллионов рублей.

Услышав об этом, первый заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Валентин Тихонович тут же распорядился откомандировать сюда для изучения тамошнего опыта курирующих торговую отрасль работников соседнего Борисовского райпо. Дело в том, что там имеется аналогичный магазин с почти таким же названием — «Чародейка». Отличие лишь в результатах торговой деятельности. В «Чародейке» среднемесячный товарооборот составляет 120 миллионов рублей, но обеспечивают его, обратите внимание, 19 (!) продавцов и… грузчик, тогда как в смолевичском «Чародее» обходятся без него и трудятся лишь 5 работников прилавка. Как говорят в Одессе, две большие разницы.

Однако самым внушительным объектом смолевичской потребкооперации является, пожалуй, торговый центр. Под одной крышей в нем разместились универсам «Белые Росы», кафетерий «Росинка», бар «Провинция» и овощной магазин. Каждый из них по-своему примечателен и оригинален. В универсаме, например, после проведения капитального ремонта среднемесячный товарооборот составляет 300—320 миллионов рублей. А после того, как будет убран расположенный, что называется, под боком коммерческий магазин (такое решение уже принято районными властями), здесь планируют выйти на уровень в 400—450 миллионов рублей. В кафетерии большой выбор сладкой продукции для маленьких жителей райцентра. Взрослые же, естественно, предпочитают проводить досуг в баре, где установлены… игральные автоматы, а само заведение работает до двух часов ночи.

Под впечатлением остались участники семинара после ознакомления с организацией работы в магазинах «Наш хлеб», «Кулинария», районном универмаге, других объектах торговли и общественного питания. По общему мнению, многие из применяемых в Смолевичском райпо подходов поучительны и заслуживают самого пристального изучения и распространения в системе потребительской кооперации Минщины. На этот момент обратил особое внимание на пленарном заседании председатель правления столичного облпотребсоюза Виктор Кашпей. По его словам, только при условии бережного отношения к имеющимся на местах крупицам опыта и внедрения их в практику повседневной хозяйственной деятельности кооперативных организаций на деле будет обеспечен выход на доведенные плановые задания и установленные прогнозные параметры развития в торговле и общепите. Поэтому и спрос за порученный участок работы будет со всех руководителей, специалистов, рядовых работников объективный, но жесткий — иного просто не дано.

На снимке: Анна ШАБАСОВА работает в баре «Провинция», но провинциалкой себя не считает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter