Кто на кого учился?

Треть специалистов со средним специальным образованием сегодня трудятся на рабочих должностях
Треть специалистов со средним специальным образованием сегодня трудятся на рабочих должностях

В начале года на учете в службах занятости состояло почти 1,5 тысячи молодых специалистов со средним специальным образованием, а за полгода обратилось еще около 800. Это в три раза больше, чем выпускников вузов. Между тем в ссузы по большинству специальностей на 90 — 100 процентов абитуриентов принимают по заявкам нанимателей. Но работодателям, похоже, уже давно не важно, кто на кого учился... Выпускников зачастую принимают на должности рабочих 2 — 3–го разрядов без всяких гарантий на повышение. Что это — кадровая политика предприятия или трата государственных денег и молодых сил впустую?

Четыре года Людмила Рафальская изучала технологию деревообрабатывающих производств в Бобруйском лесотехникуме. Чертежи, лабораторные, курсовые проекты, полсотни дисциплин, чтобы стать... станочницей 3–го разряда. Понадобился диплом о среднем специальном образовании, чтобы ей позволили заниматься запиловкой и зачисткой заусенцев.

— Я не претендую сразу на работу технолога или мастера, — говорит Людмила. — Хотя бы контролера, учетчика или бракера — обмерять доски, выбраковывать, определять породу, класс, хоть с производством как–то связано. А станочником я и после 11 классов могла пойти, побыв учеником 10 дней.

Причем поступала по целевому направлению, а значит, должна отработать теперь 2 года. И хотя диплом у молодой специалистки — техника–технолога — предпринимателя, но работодатель предлагает трудоустройство по рабочей профессии, которую выпускница получила не за все время обучения, а за пару недель на практике, освоив работу укладчицы пиломатериалов и станочницы деревообрабатывающих станков.

Ситуация, увы, типичная. Не секрет, что во всех регионах страны нынче наиболее востребованы рабочие: более 80 процентов всех вакансий — электромонтер, каменщик, сварщик, токарь, станочник, маляр. При этом на 20 вакансий техника–технолога претендуют 1.704 человека, на 59 свободных должностей товароведов — 831 кандидат. Но не слишком ли расточительно учить на рабочего 4 года? Почему целевое направление с гарантией трудоустройства по рабочей профессии предприятие выдает абитуриенту, поступающему в среднее специальное, а не в профессионально–техническое учебное заведение?

— В 99 процентах случаев выпускников техникума мы берем рабочими, — объясняет конфликт с молодым специалистом заместитель директора по кадрам деревообрабатывающего предприятия «ФанДОК» Виталий Граховский. — Чтобы стать мастером или технологом, нужно пройти все ступеньки, освоить ту работу, которой собираешься руководить, изучить весь технологический процесс. Это же большая ответственность. У нас на рабочих специальностях трудится более 100 человек, получающих высшее образование заочно, и 13 — 14 человек — с дипломами вуза. Это резерв кадров на замещение высших должностей. Мы их учим и командируем за свой счет.

В ссузах всегда готовили руководителей среднего звена. А сегодня, оказывается, — рабочих с перспективой роста. Условно говоря, чтобы получить должность повара, нужно сперва поработать посудомойкой, а чтобы стать медсестрой — научиться выносить судна. Что с того, если техник–строитель месяц будет обои клеить? Любой опыт полезен, считает работодатель. Выходит, выбор у выпускника техникума один: или начинать с первой ступеньки карьерной лестницы, или вообще остаться без работы.

Можно ли упрекнуть работодателя, что он не доверяет выпускнику? Сегодня любой станочник должен владеть компьютерными технологиями. Начальники цехов нередко боятся доверять молодым специалистам с «корочкой» о среднем специальном дорогостоящее оборудование. Почему? За последние 15 — 18 лет материально–техническая база ссузов практически не обновлялась. Износ машин, станков и другого оборудования — 90 — 95 процентов. Условно говоря, телерадиомастеров учат на телевизоре «Неман», а они потом ремонтируют «Панасоники» и «Сони». Поэтому неудивительно, что выпускников Витебского политехникума со специальностью техник–технолог, на телезавод «Витязь» берут простыми рабочими... Техникумы, по сути, выпускают рабочих с квалификацией 3–го (а иной раз и 2–го!) разряда, тогда как на рынке востребован пятый–шестой. И единственное, чем отличается специалист с дипломом ссуза от выпускника училища, — перспективой роста. Стартовые возможности же одинаковые.

Конечно, время вносит свои поправки. Сегодня почти 600 рабочих профессий (13 процентов) требуют среднего специального образования. И энергетик вполне может применить свои знания, работая электромонтером, слесарем КиП, механик — слесарем–ремонтником.. По статистике, 30 процентов специалистов со средним специальным образованием сегодня трудятся на рабочих специальностях.

Если верить работодателям, выпускники надолго на рабочих профессиях не задерживаются. Год назад в аналогичной ситуации оказалась и дочь нашей читательницы Ирины Конопли: молодого специалиста с дипломом техника–гидротехника распределили на Лидское предприятие мелиоративных систем рабочей 2–го разряда. Спустя месяц в порядке перевода ее приняли на работу техником в «Гродномелиоводхоз». И проблема исчезла сама по себе.

В принципе, сегодня любое предприятие предпочитает брать выпускника, условно говоря, «на вырост», то есть с расчетом, что из талантливого стажера через несколько лет может вырасти опытный руководитель. Многие студенты еще во время обучения стараются устроиться в фирму, пусть на самую незавидную должность. Они знают: получив диплом, им не придется начинать «с нуля». Возможно, нет ничего плохого в том, что будущий инженер–конструктор начнет свою карьеру разливщиком металла. Главное, чтобы знания, которые он получил в учебном заведении, пригодились ему на практике...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter