Кто на дороге главный?

В Бресте за первые две недели сентября 15 человек лишились водительских прав за то, что не пропустили пешеходов
В Бресте за первые две недели сентября 15 человек лишились водительских прав за то, что не пропустили пешеходов

Прежде за такое нарушение прав не лишали. Хотя в Кодексе об административных правонарушениях черным по белому написано, что «действия... повлекшие создание аварийной обстановки... влекут наложение штрафа... или лишение права управления транспортным средством на срок от шести месяцев до одного года» (ст. 113 прим., ч. 3). Так что в Брестской ГАИ ничего нового не придумали. За создание аварийной обстановки на пешеходном переходе забирать права можно было со дня появления соответствующей статьи в КоАП, то есть с 1989 года. Просто к крайней мере прибегали лишь тогда, когда пешеход попадал под колеса. С 1 сентября ГАИ УВД Брестского облисполкома из–за роста количества происшествий на переходах просто вынуждена была взять эту статью на вооружение и ужесточить требования к водителям, игнорирующим пешеходов.

...10 часов утра. Со старшим инспектором по пропаганде межрайонного отдела областной ГАИ Владимиром Сорокой подъезжаем к Брестскому облисполкому, где дежурит инспектор батальона ДПС Вячеслав Мухин. Центральная улица, центральная площадь, нельзя не заметить яркие желто–белые ленты пешеходных переходов. У обочины припаркован автомобиль ГАИ. Кто будет нарушать правила? Ан нет! Через минут пять нашего «дежурства» улицу Ленина в десяти метрах от «зебры» перебегает пожилой мужчина.

— Почему вы не дошли до перехода? — спрашиваем.

— Я всегда там улицу перехожу, — отвечает не задумываясь. — И сейчас не хотел создавать аварийную обстановку. Увидел, что машины далеко, вот и пошел. А если бы я дошел до перехода, машины подъехали бы ближе и мне пришлось бы через переход бежать, — разве это не аварийная обстановка?

Но находчивому пешеходу все равно пришлось заплатить 2.550 рублей штрафа. Это минимум за такое нарушение.

Впрочем, в тот день мы больше наблюдали не за пешеходами, а за водителями. Нас люди за рулем тоже видели, поэтому схватить за руку нарушителя я даже не надеялась. Тем не менее через несколько минут после разговора с незадачливым пешеходом инспектор тормознул старенькую «Волгу».

— Я же ему говорил, остановись, пропусти! Пешеходы хоть и на другой полосе, но мы ведь по правилам должны остановиться! — первым из машины выскочил пассажир. — Вы уж простите нас, мы из Лунинецкого района, Брест плохо знаем.

Инспектор «Волгу» отпустил, правда, прочитал ее водителю целую лекцию насчет того, что пешеходов, как и ПДД, нужно все–таки уважать...

Следующая «горячая точка», с которой мы решили понаблюдать, как ведут себя водители, — имеющий дурную славу аварийно–опасного перекресток улиц Пушкинской и Маркса. Здесь всего за 10 минут инспектор ГАИ остановил два автомобиля, не пропустивших пешеходов. Опять ограничились профилактической беседой. А вот третьему нарушителю, хозяину видавшего виды «Опеля», пришлось заплатить штраф. Молодой мужчина, в права которого было вложено удостоверение водителя одной из брестских газет, сказал, что девушек заметил в последний момент и сразу резко затормозил. И чуть не сбил, между прочим.

— Мы стали свидетелями грубого нарушения правил, водитель создал аварийную обстановку, и его можно было лишить прав, — объяснил мне инспектор. — Не забрали удостоверение только потому, что девушки, хоть и не виноваты ни в чем, быстро убежали, когда я их окликнул. Без свидетельских показаний забирать права нельзя.

— Всех водителей, лишенных прав, мы приглашаем в ГАИ на просмотр фильма «Уступи дорогу жизни». Тем, кто в нетрезвом виде управлял автомобилем, «выписываем» 6 часов платных лекций, — рассказал Владимир Сорока.

Напомню, что некоторое время назад брестские гаишники стали дежурить неподалеку от пешеходных переходов с видеофиксаторами «Кадр», которые фиксировали нарушивших правила водителей. Потом лихачей приглашали в ГАИ, проводили с ними беседы, а тех, кто попадался несколько раз, штрафовали. Применяется такой вид профилактики и сейчас. Но лишение водительского удостоверения, согласитесь, более крутая мера. Станут ли после этого водители больше уважать пешеходов, покажет время.


Кстати

За 8 месяцев текущего года в Минске из–за непропуска водителями пешеходов на нерегулируемых переходах совершено 125 дорожно–транспортных происшествий, в которых 5 человек погибли и 129 получили ранения. Эта цифра сопоставима со статистикой всего прошлого года, когда в 116 ДТП погибло 5 человек и 119 получили увечья. Поэтому реакция ГАИ на такого рода правонарушения теперь очень жесткая. Принципиальную позицию дорожных стражей высказал заместитель начальника Минского управления ГАИ Игорь Ваницкий:

— Мы регулярно проводим рейды по выявлению фактов неуважения к пешеходам. Последняя такая операция была вчера. Если водитель не пропустил пешехода, с нашей стороны сразу же принимаются весьма жесткие меры. В случаях, когда пешеход собирался перейти дорогу, но еще не успел выйти на переход, водитель может отделаться штрафом. Но если была создана аварийная ситуация, к примеру, пешеход был вынужден вернуться на тротуар или изменить скорость своего движения, не пропустивший его водитель однозначно лишается прав на управление автомобилем на срок до одного года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter