Кто крайний в детский сад?

Больше года в стране проводится мониторинг концептуального документа — Кодекса об образовании. Какие слабые места он выявил, почему возник вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство?

Учиться никогда не поздно, а вот готовить правовую базу в системе образования лучше вовремя. Конкуренция на рынке труда все жестче, и законы не должны отставать от практики. Больше года в стране проводится мониторинг концептуального документа — Кодекса об образовании. Какие слабые места он выявил, почему возник вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство? Об этом “НГ” поговорила с членом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Валентиной ВЕРЕС.

Выбор для родителей

— Валентина Игнатьевна, не “заигрались” ли мы с реформами в системе образования? Вроде бы недавно в Овальном зале принимали Кодекс, всех все устраивало, и вот снова завели речь об изменениях...
— Принципиальных реформ не планируется, но в образовательной сфере сохраняется ряд проблем, на которые мы не вправе закрывать глаза. Определенные вопросы возникли в процессе правоприменительной практики. К тому же не забывайте — со следующего года начнет функционировать Евразийский экономический союз, что рано или поздно потребует создания единого образовательного пространства, и мы должны быть к этому готовы.
— Что же волнует сегодня депутатов и избирателей в первую очередь?
— Конечно же обеспечение детей доступным качественным дошкольным образованием. Не только в Минске, но и во многих регионах остро ощущается дефицит мест в детских садах. Надо строить новые учреждения? Безусловно, но для этого нужны немалые бюджетные средства. Сразу проблему не решим, значит, давайте искать другие варианты. Мы говорим о перегруженности детсадов, а кто анализировал такие понятия, как наполняемость группы и посещаемость? По списку в группе может быть 25 детей, а реальная посещаемость — не более 60 процентов. На то есть житейские причины:  где-то мама находится в отпуске по уходу за вторым ребенком, где-то бабушка присматривает и так далее. Получается, из бюджета тратим деньги на коммунальные услуги, на зарплату, группы фактически не заполнены, а кто-то мается в очереди, не может получить место в саду. Между прочим, в былые времена, если ребенок не посещал дошкольных учреждений без уважительной причины, с родителей взималась плата и это их дисциплинировало. Далее. Необходимо подумать над тем, чтобы ограничить возраст пребывания детей в детсадах до шести лет при отсутствии соответствующих медицинских показаний. Складывается интересная ситуация: с пяти до шести лет в старшей группе идет подготовка детей к школе. И по той же программе мы готовим их с шести до семи лет. Даже ребенку это неинтересно, не говоря уже о лишних бюджетных расходах.
— Кстати, насколько может помочь в решении проблемы дефицита мест частная инициатива?
— Отношение к частным детским садам в обществе неоднозначное. В Могилеве, например, популярны платные группы на базе дошкольного центра развития детей. Плата за пребывание в них немаленькая — порядка двух миллионов рублей. Но спрос есть, родителям и детям нравится, и кроме того таким способом решается вопрос с зарплатой воспитателя. В частных детсадах она доходит до пяти миллионов рублей. С другой стороны, далеко не все могут позволить себе заплатить 200—300 долларов в месяц за детский сад. Тем не менее, я считаю, у родителей должен быть выбор. В связи с этим в Кодексе необходимо урегулировать вопрос предоставления платных услуг в дошкольном учреждении.

Задание на завтра

— По-прежнему остро звучит вопрос с зарплатами воспитателей и их помощников. Работать с семи утра и зачастую до семи вечера за три миллиона соглашаются немногие, отсюда текучесть кадров. За счет чего, на ваш взгляд, можно было бы выправить положение?
— Это крайне болезненный вопрос. Вот ввели недавно стопроцентную оплату за питание, направив полученные деньги на повышение зарплаты. Но прибавки оказались незначительными — около 300 тысяч рублей в месяц. Сегодня обсуждается предложение о разделении образовательных услуг от ухода и присмотра и введении доплаты родителей за уход и присмотр. Мне кажется, это преждевременный шаг, не стоит сейчас возлагать дополнительное финансовое бремя на людей. А вот корректировка педагогической нагрузки, видимо, назрела. Сейчас воспитатель дошкольного учреждения и учитель имеют равные тарифные ставки. При этом продолжительность рабочего времени на ставку у учителя 20 часов, у воспитателей групп продленного дня в школе — 30, а у воспитателя дошкольного учреждения — 36 часов в неделю. На мой взгляд, было бы разумно снизить нагрузку до 30 часов.
— В мае на совместном заседании Палат парламента вице-премьер Анатолий  Тозик подчеркнул, что сегодня крайне важно сохранить в школе профессиональное ядро, прежде всего, учителей высшей категории. Что для этого необходимо сделать?
— С одной стороны, надо поднимать престиж профессии учителя, его статус, и дело здесь не только в достойной зарплате, хотя это, безусловно, значимый фактор. Возможно, следует расширить социальный пакет для педагогов, в том числе в части решения жилищного вопроса. Конечно, необходимо освобождать учителей от несвойственных им функций, от излишних отчетов, проверок и прочих канцеляризмов. С другой — в школу не должны приходить случайные люди, педагогика должна стать осознанным выбором. Моя мама — заслуженный учитель, 40 лет проработала в школе, я свою жизнь посвятила системе образования, моя дочь после окончания филологического факультета тоже пришла в школу. И ей не в тягость писать планы, проверять тетради, готовиться к урокам. Очень важно любить свою профессию и любить детей. Тогда и тебе, и им будет интересно. В новых правилах поступления в вузы зафиксирован очень важный момент — учащиеся, награжденные золотой или серебряной медалью по окончании школы, победители республиканских олимпиад имеют право без централизованного тестирования поступать в вузы педагогического профиля. По опыту работы знаю, что это, как правило, очень умные дети, трудолюбивые, умеющие самостоятельно добывать знания. И из них получаются прекрасные педагоги, которым можно доверять воспитание и обучение детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter