Кто хочет стать журналистом?

«Почему вы пришли на журфак?» — поинтересовался однажды у первокурсников Института журналистики БГУ. И уже приготовился слушать: «мечтаю, чтобы моими текстами зачитывались», «хочу проявлять гражданскую позицию и формировать общественное мнение»... Но нет. Все оказалось намного прозаичнее: «модно», «престижно», «мама сказала». От такой мотивации становится грустно.

На проблеме обеспечения кадрами средств массовой информации акцентировал свое внимание Президент во время встречи с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ страны: «Очень важно, чтобы на журфак шли именно те, кто увлечен журналистикой и после учебы будет трудиться в СМИ». Не менее актуален вопрос закрепления молодых специалистов на местах. Мало кто из нынешних выпускников журфака видит себя в районках — все хотят стать сотрудниками крупнейших медиа.

Ничего не имею против амбициозных планов представителей молодого поколения, но как редактор газеты, которая предоставляет первое рабочее место выпускникам журфака, с сожалением констатирую: многие из них не знают, как правильно задавать вопросы во время интервью, с чего начинать текст, а иногда пишут с грубыми грамматическими ошибками. И очень удивляются, когда узнают, что среди качеств, предъявляемых журналисту, числятся инициативность и настойчивость. У некоторых от одной мысли, что нужно позвонить герою и договориться о встрече, коленки начинают трястись, а лицо покрывается пятнами. Вы скажете, мол, все приходит с опытом. Соглашусь. Вот только нарабатывать этот опыт необходимо уже с первого курса, а не вспоминать о будущей профессии за месяц до распределения.

Как студент–заочник Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова получал одновременно и теоретическую подготовку, и практическую (работал в кормянской газете «Зара над Сожам» со второго курса). Наша группа условно делилась на две части: опытные журналисты и выпускники школ. На мой взгляд, в этом был главный плюс — новички старались не отставать от тех, кто уже обладал определенным багажом знаний и навыков. Хотя, признаться, в вузе практических занятий, кроме нескольких пар по фотожурналистике, сейчас и не припомню. Зато у меня до сих пор хранятся три толстых, исписанных мелким почерком конспекта по истории журналистики. Возможно, так и не почувствовав вкус к делу, процентов 30 — 40 «школьников» со временем ушли из профессии.

На мой взгляд, нужно более пристально присмотреться и к обучающим программам. От молодых специалистов, пришедших в «Знаменку» по распределению в прошлом году, узнал, что на журфаке больше не изучают высшую математику и логику. И если за отмену первой дисциплины студенты скажут спасибо и это в меньшей мере повлияет на качество материалов, то отсутствие в расписании логики кажется мне нелогичным.

С горящими глазами к нам в редакцию на занятия приезжают школьники из разных городов. Они хотят учиться, развиваться. И знаете, у них получается. Многие тексты у школяров выходят на порядок качественнее, чем у студентов. Поэтому я не удивляюсь, когда большинство из них поступают в вуз.

Студентка третьего курса Института журналистики Лидия Заблоцкая на встрече с Президентом посетовала на то, что студентов не везде хотят принимать на практику. Не возьмусь говорить за всех, но кабинеты «Знаменки» и других изданий медиахолдинга открыты. Приходите. За прошлую неделю получил много писем в соцсетях с просьбой пройти предстоящую практику в нашей редакции. Никому не отказал. Хотя по опыту знаю, что действительно заинтересованных — единицы. Зацепиться за них, дать возможность поверить в себя — уже наша задача.

machekin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter