100-процентная загрузка и рост рентабельности — Мозырский авторемонтный завод готовится к выходу из санации

Кто ищет, тот находит

Неплатежеспособность, вызванная взятыми по высоким процентным ставкам кредитами, несколько лет назад поставила Мозырский авторемонтный завод перед угрозой банкротства. Без работы могли остаться около сотни человек. Некоторые заводчане, узнав о возможной ликвидации предприятия, уволились. Однако костяк, на котором держался АРЗ, остался: работники не смогли оставить родной завод. И, как оказалось впоследствии, не прогадали. Предприятие не остановило работу. По решению экономического суда Гомельской области в отношении завода в декабре 2016-го была открыта процедура санации. Сначала на полтора года, потом срок оздоровления продлили. В 2022-м была восстановлена платежеспособность предприятия, а в 2023-м оно планирует закрыть долги и завершить процедуру санации.

Авторемонтный завод работает над заказами для новых партнеров.

Прогноз — оптимистичный 

Сумма задолженности, которая сделала завод неплатежеспособным, шесть лет назад достигла трех миллионов рублей, 90 процентов составляли выплаты по банковским кредитам. Половину долга АРЗ уже вернул, с остальной частью планирует рассчитаться до конца 2023 года. Руководство предприятия уверяет, что сомнений в столь оптимистичных прогнозах нет. 

— План санации мы выполняем в полном объеме, — обосновывает антикризисный управляющий Мозырского авторемонтного завода Александр Кушнеревич. — Предприятие загружено на 100 процентов. Текущей задолженности у нас нет ни по заработной плате, ни перед бюджетом, ни по текущим платежам.



О том, что предприятие с уверенностью смотрит в будущее, говорит постепенная модернизация производственных площадей. В этом году Мозырский авторемонтный завод закупил восемь станков, еще один приобретет в ближайшие пару месяцев. Оборудование будет действовать вместе с имеющимся, тем самым поможет увеличить объемы выпускаемой продукции. 

— Износ технологического оборудования приблизился к 100 процентам, поэтому, если мы хотим не только идти плечом к плечу с конкурентами, но и опережать их, обязательно нужно вкладывать деньги в развитие, — уверен исполнительный директор ОАО «Мозырский авторемонтный завод» Сергей Данченко. — Техперевооружение стоит огромных денег, но предприятие стремится изыскивать средства для постепенной модернизации производственных площадей.

Сергей Данченко

Соответствовать требованиям потребителя 

В приоритете авторемонтного завода — постоянный поиск новых деловых партнеров и, соответственно, расширение рынков сбыта. 

— Мы стремимся заявлять о себе, представляя образцы продукции на выставках и форумах, в том числе в регионах России, — поделился стратегией продвижения главный инженер Алексей Шестовец. — Недавно получили ряд свежих предложений, уже произвели для потенциальных заказчиков несколько опытных образцов наших изделий. В числе новых партнеров — Брянский тракторный завод, который разместил заказ на изготовление опытной партии запасных частей, в том числе девяти видов шестеренок для сельхозтехники. В перспективе они планируют ежемесячно приобретать различные виды продукции, в том числе карданные валы и узлы для тракторов.

В этом году предприятие серьезно расширило сотрудничество с тракторным заводом Санкт-Петербурга, речь идет о конвейерном производстве. Непрерывные поставки налажены и на Минский тракторный завод, который является давним и надежным партнером АРЗ, — для него Мозырское предприятие изготавливает 25 наименований шестеренок.

Ежемесячно предприятие увеличивает ассортимент продукции.

— У нас два основных направления работы — мехобработка и изготовление металлоконструкций, — отмечает Сергей Данченко. — И сейчас главная задача инженеров — выпускать продукцию, которая будет соответствовать требованиям потребителя. 

Кстати, предприятие всегда работало в одну смену, но в связи со стабильным увеличением объемов производства в скором времени планируется введение и второй. А это — создание новых рабочих мест.


Завод как родной дом 

Александр Гладков на Мозырском авторемонтном заводе работает слесарем-инструментальщиком уже 31 год. Считай, половина истории предприятия, которому 75 лет, прошла на его глазах. 

— Была вакансия слесаря — меня приняли с возможностью обучения этой специальности, — вспоминает Александр. — До этого работал на другом предприятии прессовщиком. Сначала было сложно, но мне все рассказали, показали — люди здесь всегда были опытные, толковые и понимающие. Быстро втянулся! Так со временем дорос до седьмого разряда. Параллельно изучал смежные специальности — сейчас могу и шлифовщиком быть, и на координатном станке работать. Завод для меня — мой смысл жизни.

В месяц АРЗ производит порядка 50 тысяч изделий — предприятие загружено на 100 процентов.

Интересуюсь, как старожил предприятия воспринимал тот непростой период, когда завод могли закрыть. 

— Очень переживал, тяжело было психологически, — рассказывает Александр. — Работу можно найти и другую с моей квалификацией, но для меня завод потерять значило то же самое, что лишиться родного дома. Да, кто-то испугался и ушел, я этих людей тоже понимаю. Но про себя знал: буду здесь до конца, что бы ни было. Хотя, знаете, вот в 90-е было действительно очень трудно, когда по три месяца мы могли не видеть зарплату! А сложности, которые у нас возникли несколько лет назад, были преодолимы, я в это всегда верил. Сейчас я счастлив — все налаживается, руководство делает для этого очень много, мы видим. Да и про работников никто не забывает — улучшаются условия труда, постепенно растет зарплата.

Пока общаемся с Александром, к нам подходит симпатичный улыбающийся парень. Максим Полын уже 10 лет трудится на этом заводе сверловщиком. Как пришел сюда после окончания Мозырского политехнического колледжа на отработку, так и остался.

Сверловщик Максим Полын старается четко и быстро выполнять свои операции.

— Когда здесь был на практике, всерьез не думал о том, что приду сюда работать. Было не очень интересно, — вспоминает Максим. — А вот когда уже попал на завод по распределению и стал вникать в особенности производства, увлекся. Сначала научился самому простому и радовался, что получается, потом более сложное стал осваивать. Без любви к своей работе нельзя! Если не нравится дело, которым занимаешься, лучше уходить. Я на этом заводе вижу свое будущее и знаю, чего хотел бы достичь. 

Портфель заказов авторемонтный завод сформировал до конца года, на склад идет не более 8,5 процента производимой продукции — критический минимум, который обязательно должен находиться в резерве.



КОМПЕТЕНТНО


Наталья Сарнавская, председатель экономического суда Гомельской области:

— За восстановление платежеспособности предприятия, которое входит в процедуру санации, его руководству нужно браться сразу, времени на раскачку нет. За дело стоит приниматься еще до решения суда, для этого есть три-четыре месяца. Закон дает такое право! Это при ликвидации предприятия нужно ждать судебного решения, а если есть цель оздоровить производство и сохранить коллектив, то начинать действовать нужно с первого дня. Сейчас у всех семнадцати предприятий и организаций Гомельской области, которые находятся в санации, наблюдается восстановление платежеспособности, то есть решения об их сохранении были верными. Среди самых ярких примеров — «САЛЕО — Гомель», «Випра», Мозырский авторемонтный завод, Гомельский жировой комбинат, «Амипак». Люди продолжают трудиться, некоторые предприятия провели модернизацию, начали выпускать новые виды продукции и теперь с уверенностью смотрят в будущее. 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ Размер средней зарплаты за сентябрь 2022-го составил 1425 рублей — на 34 процента больше, чем за этот же период год назад.

♦ Уровень рентабельности за 9 месяцев по отношению к соответствующему прошлогоднему вырос до 5,5 процента, в сентябре по сравнению с этим месяцем минувшего года приблизился к 8 процентам. 

♦ С начала года предприятие выпустило импортозамещающей продукции на 600 тысяч долларов.

♦ Экспорт за 9 месяцев в сравнении с прошлогодним уровнем вырос на 17 процентов.

♦ Сегодня Мозырский АРЗ выпускает более 200 наименований продукции, ежемесячно прирастая в ее номенклатуре. В ассортименте — запчасти для автомобилей, грейдеров, сельхозтехники, пескосолераспределители, сельскохозяйственное оборудование, металлоконструкции.

♦ Объем производства за 9 месяцев в сравнении с прошлогодним периодом вырос на 22 процента, на столько же увеличилась и выручка. 

♦ В среднем предприятие производит порядка 50 тысяч изделий в месяц на сумму 660 тысяч рублей.






Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter