Кто и как придумывает рецепты для школьных столовых

У учащихся высокая психологическая и умственная нагрузка и активно растет организм. Очень важно, чтобы в этот период питание было вкусным, полезным и сбалансированным. Не зря в прошлом году в белорусских школах и гимназиях запустили эксперимент по совершенствованию питания. Сегодня он распространяется на все школы страны. Его основная идея – школьная еда должна быть не только здоровой, но и соответствовать вкусовым предпочтениям детей. Узнаем, кто и как придумывает рецепты для школьников.

Иллюстративное фото

Процесс создания новых рецептов для школьников длительный: от идеи до появления нового блюда на столе у школьника может пройти не меньше месяца. Технологические карты составляются технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, которые организуют питание в учреждениях общего среднего образования.

Например, в информационный сборник технологических карт блюд и изделий, который размещен на сайте Министерства образования, также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные Белорусским государственным университетом пищевых и химических технологий.

Людмила Крупская, исполняющая обязанности директора Комбината школьного питания Минска, объясняет:

– Технологи должны создать технологическую карту на каждое новое блюдо, причем это не просто рецепт супа или салата. В ней надо прописать ингредиенты, указать требования к качеству готовой продукции, процессу изготовления блюда и изделий и даже оформлению и хранению. Чтобы учесть все нюансы, новинку несколько раз отрабатывают на базе определенного школьного пищеблока. Когда карта разработана, она должна пройти обязательную гигиеническую оценку. И только после этого новые технологические карты оказываются в руках школьных поваров.

Заведующая производством пищеблока гимназии № 30 Людмила Дереш работает в школьных столовых с 18 лет, в следующем году даже пенсию планирует отметить у плиты. Собеседница рассказывает:

– Каждое блюдо, которое мы готовим для школьников, предварительно проходит экспериментальную технологическую отработку. Мы применяем только щадящие методы кулинарной обработки. Не используем острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки. Например, если добавляем в салат огурчик или морскую капусту, то можете быть уверены, что они будут без уксуса.

Как родителю правильно составить домашнее меню:

♦ с пищей должно поступать достаточное количество калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка;

♦ минимум 60 процентов белков в рационе школьника должно поступать из продуктов животного происхождения;

♦ количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в четыре раза больше, чем количество белка или количество жира. Но быстрые углеводы (сладости) должны составлять до 10–20 процентов от всех углеводов;

♦ важны режим приема пищи, регулярность;

♦ в рацион школьника должны входить: хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия лучше готовить из муки грубого помола;

♦ один-два раза в неделю в рацион включаем рыбу и минимум один раз в неделю – красное мясо;

♦ бобовые рекомендуется включить в рацион 1–2 раза в неделю;

♦ должно присутствовать пять порций овощей и фруктов.

Примеры одной порции:

♦ апельсин;

♦ яблоко;

♦ банан;

♦ 10–15 ягод;

♦ два небольших фрукта (абрикос, слива);

♦ 50 г овощного салата; 

♦ стакан натурального сока;

♦ столовая ложка сухофруктов;

♦ 3 столовые ложки отварных овощей;

Ежедневно следует употреблять три порции молочных продуктов, под одной порцией понимается:

♦ 30 г сыра;

♦ стакан молока;

♦ один йогурт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter