Кто ежедневно ухаживает за городом Гродно?

Генеральным директором ОУПП “Гродненское жилищно-коммунальное хозяйство” Николай Николаевич Петрович работает три года, хотя в системе коммунхоза трудится давно. Грамотный, энергичный и в то же время вдумчивый человек, как руководитель способен принимать серьезные решения, добиваться их исполнения и оценивать положение дел с учетом перспективы. Именно благодаря его деловым качествам коммунальное хозяйство города за последнее время как бы приобрело вторую молодость — проблемы отрасли решаются быстро, город хорошеет. “На самом деле положительный результат достигается общими усилиями единой команды, которая собралась и сегодня работает в городе”, — говорит Николай Николаевич. — С любой проблемой в любое время я могу прийти в горисполком, и обязательно будет понимание, поддержка, помощь. Огромное внимание проблемам города уделяет и председатель облисполкома Владимир Егорович Савченко.

Став генеральным директором, Николай Николаевич прежде всего обратил внимание на работу ЖЭСов.
— Этот участок работы оказался самым тяжелым и проблемным, — вспоминает Николай Николаевич. — В ЖЭСе должны работать люди, умеющие встретить человека доброжелательно, понять и помочь ему. А столкнулся с безразличием, равнодушием, наплевательством. И побороть все это оказалось непросто. Но — сумели. Со многими расстались, выдвинули новых людей.
ЖЭС N 8: дворник — профессия наиважнейшая
Начальник ЖЭС N 8 Елена Станиславовна Алещик руководит организацией шесть лет, и весьма успешно, до этого работала мастером. Делегат Третьего Всебелорусского народного собрания. Ее очаровательная внешность может оказаться очень обманчивой, если на работе кто-то посчитает, что можно не выполнять ее требования, а дуть в свою разгильдяйскую дуду. Бригадой дворников, бригадой текущего ремонта, сантехниками, электриками она руководит умело и решительно. “От “афонь” мы избавились давно, — утверждает Елена Станиславовна. — Сантехник входит к людям в дом и должен быть человеком культурным и внешне опрятным”. Как раз во время разговора заглянул бригадир сантехников — чисто выбрит, аккуратно одет, на лацкане бейджик с указанием должности и фамилии. Уже по внешнему виду человека можно судить, каков он сам и какие у него работники.
— Не дай бог, если кто-то появится на работе в нетрезвом виде: расчет и до свидания, — говорит Елена Станиславовна. — Но таких у нас теперь нет. Наоборот, сегодня надо отдать должное работникам коммунального хозяйства — трудятся добросовестно. Особенно тяжела работа дворника. А по чистоте подъезда и тротуара жильцы судят о работе всей коммунальной службы.
В самом деле, на их женских руках, а убирают наши подъезды в подавляющем большинстве женщины, держится порядок и чистота домов. А ведь иной гражданин, стремящийся в стерильности содержать собственную квартиру, готов бессовестно мусорить в подъезде. Такая у нас, увы, невысокая общая культура. А женщины-дворники терпеливо вычищают и вымывают лифты, лестницы, подъезды. Долго, больше 20 лет работает уборщиком подъездов Валентина Ивановна Ковганова, на редкость добросовестная и трудолюбивая женщина. Ее можно увидеть за работой и в выходной день, и по окончании рабочего времени застать работающей. С такой же ответственностью трудится и бригадир дворников Валентина Алексеевна Коваль. Добросовестная и доброжелательная в общении с людьми. Жильцы хорошо их знают и периодически звонят в ЖЭС, чтобы выразить благодарность за их труд.
— А еще в работе нам помогают такие общественные организации, как домовой комитет, товарищеский суд и женсовет, — рассказывает Елена Станиславовна.
Нет, не канули в Лету эти общественные организации. Там, где люди не безразличны к своей жизни, где они хотят быть ее хозяевами, там общественные организации имеют солидный вес — ЖЭСы им всегда оказывают поддержку. Так, товарищеский суд ЖЭС N 8 под председательством Владимира Константиновича Пышкало за прошлый год рассмотрел 99 дел. Кого судит общественный суд? Из милиции присылают материал — рассмотреть семейный скандал, где дети обижают пожилых родителей. Или конфликт между соседями возник, надо помочь людям разобраться без обид. Общественное порицание, общественный выговор не больно-то строгое с юридической точки зрения наказание, но как юрист Елена Станиславовна знает: важно, чтобы человек осознавал, что дела его в поле зрения общественности, вседозволенность не пройдет.
Для удобства людей
Расчетно-справочный центр N 2, а всего в городе действует 5 таких центров, открыт в соответствии с требованием Президента о работе по заявительному принципу “одно окно”. Девять окон расчетного центра распахнуты с 8 утра и до 8 вечера без перерыва. Здесь обслуживается до 70 процентов жителей Ленинского района Гродно. Бухгалтера, паспортисты и юрисконсульт в кратчайший срок оформят и выдадут человеку любую требуемую справку. Даже можно предварительно позвонить по телефону, объяснить, какой документ по коммунальному вопросу или вопросу прописки нужен, а потом в удобное время прийти и забрать его. Сталкиваясь с таким непривычным удобством, даже удивляешься: почему это раньше так не было? Ветеран коммунальной службы паспортистка Галина Павловна Курганская называет такое нововведение благом для всех — и для клиентов, и для коммунальщиков.
Столярных дел мастера
Столярный цех УЖРЭП Ленинского района. Огромное, длинное помещение с высокой протяжной куполообразной крышей. Запах древесины, аккуратные штабеля распиленных досок, гул работающих станков. Алла Евгеньевна Шейбак, технолог перерабатывающего производства, ведет нас по цеху.
— Наш цех работает с 2004 года, трудится здесь 18 человек. Мы производим столярную продукцию для населения. Это дверные и оконные блоки, балконные рамы, плинтус, наличники, планка декоративная, бруски. В городе ведется активное строительство, и наша продукция пользуется хорошим спросом. Мы всегда рады нашим заказчикам, выполняем работы быстро и качественно. Лесоматериалом располагаем в изобилии. По желанию заказчика можем делать столярку без покраски, можем с покраской, с доставкой заказчику на дом и с установкой. И сегодня 80—95 процентов заказов на двери и окна идут с требованием 100-процентной готовности, с покраской и установкой у заказчика на дому. За прошлый год по заказам населения мы произвели продукции на 78 миллионов рублей. Но еще изготавливаем столярку для нужд текущего и капитального ремонта. Принимаем заказы и от организаций — школ, детских садов, ЖСК. Например, один ЖСК заказал балконные рамы единого образца на весь дом — 106 квартир. Цех отапливается отходами производства, сжигаем их и получаем экономию.
Миллион алых роз
Цветовод, мастер бригады растениеводства гродненского унитарного предприятия “Гроднозеленстрой” Ядвига Ивановна Раецкая привела нас в теплицу — огромный, в 20 соток, пленочный шатер. В этих “субтропиках” и работают цветоводы.
— Здесь в данный момент идет пикирование пеларгонии и петунии — сообщила Ядвига Ивановна.
— Что значит пикировать петунию? — поинтересовались мы у цветочницы Лены Русинович.
— А вот беру стебелек сеяной рассады и высаживаю в крошечную, как самый маленький стаканчик от йогурта, кассету: делаем углубление в почве и сюда эту травиночку вставляем. Она тут будет жить-расти, пока ее не высадят на грядку, — поясняет Лена. Девушка работает в теплицах уже 7 лет, работа нравится. — Здесь у нас круглый год лето — тепло и растут цветы.
— Все эти цветы подрастут и будут высажены на клумбах в городе, — рассказывает Ядвига Раецкая. — В этом году нам надо вырастить 1 миллион 200 тысяч единиц рассады для озеленения города. Короче, к фестивалю национальных культур, который состоится в июне, городу будет преподнесен миллион алых роз! Кроме того, по заявкам предприятий, граждан мы готовы вырастить любую рассаду, любые цветы, которые им к какому-то сроку нужны. И сами можем привезти им и высадить на клумбы. Мы готовим цветочные композиции для города. В прошлом году разработали порядка 200 композиций. Инженер заранее обдумывает, какой цветок посадить, с каким его совместить, и под эту композицию мы специально выращиваем уже рассаду. Работа с цветами — это наука, искусство и красота.
Да, город над Неманом все больше хорошеет, приобретает яркий цветочный образ — это все дело рук работниц “Гроднозеленстроя”. Они занимаются выращиванием деревьев, цветов и кустов для города. В бригаде цветочниц — 10 человек, а вообще здесь работает порядка 220 человек. Выращивают цветы и на продажу. К празднику 8 Марта продали своих цветов на 63 миллиона рублей.
Служба коммунальной скорой помощи
Центральная аварийная диспетчерская служба, тел. 055. Сюда люди звонят, если у них что-то случилось: пропал свет, нет воды или, наоборот, залило, прекратилось отопление или еще что-нибудь в этом роде.
— Наш диспетчер принимает сообщение, и тотчас связывается с нужной службой. Мы взаимодействуем с системой водоснабжения, отопления, электроосвещения, с МЧС, со службами предприятий города, — рассказывает директор ЦАДС Анатолий Викторович Светлак. — По нашей команде выезжает аварийная бригада и устраняет неполадки.
ЦАДС работает круглосуточно. На принятии заявок стоит система записи, каждый звонок, поступивший сюда, регистрируется, заносится в компьютер, ставится на контроль, запись сохраняется в течение полугода. Когда проблема решена, диспетчер отмечает выполнение заявки, и она снимается с учета. Если оперативно выполнить заявку не представляется возможным — например, требуется ремонтировать кровлю, — она ставится на контроль с определением сроков выполнения работ согласно существующим нормативам.
— Сегодня в ЦАДС до 30 контрольных заявок. Вся мелочевка закрывается в течение дня. А всего за неделю к нам поступает 2000 — 2200 обращений. И на контроле остается за неделю 5—6 невыполненных заявок, таких, которые требуют определенной подготовки, — поясняет Анатолий Викторович. — Такой контроль повысил ответственность исполнителей, уменьшил поступление жалоб от жильцов. Эта система прогрессивная, мы ее первые ввели в Гродно. Теперь она отработана до автоматизма. Опыт гродненской диспетчерской — первый опыт в республике, мы ее создали с нуля. В Гродно и сегодня приезжают за опытом.
Но в центральной диспетчерской заняты не только проблемами экстренных случаев, в компьютерах ЦАДС отражена вся коммунальная жизнь города. Здесь знают, сколько есть свободных мест в гостинице, сколько захоронений произошло в городе, сколько установлено контейнерных площадок, сколько людей помылось в банях и сколько отдыхало в аквапарке, какова загрузка ресторанов и автостоянок, сколько подъездов оборудовано домофонами и так далее.
Вот что такое, если вкратце, коммунальная служба большого города, которая практически для каждого горожанина предстает прежде всего в образе уборщика его подъезда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter