Так чьи же интересы представляют предпринимательские активисты?

Кто есть кто

Нынче стал популярен биографический жанр под общим и емким заголовком who is mister?.. Уже сам такой вопрос несет определенную загадочность. В нашем случае вместо многоточия можно поставить любую фамилию предпринимательских активистов. Собственно говоря, их личности не несут в себе большой таинственности. Многие представители деловой общественности — люди публичные, их биографии не являются тайной, известна и деловая репутация… Но всегда несколько загадочным остается вопрос: а чьи интересы они представляют? Насколько репрезентативно их мнение, которое они пытаются выдать за всеобщее? Затянувшаяся история с индивидуальными предпринимателями четко выкристаллизовала проблему отсутствия должной организации. Особенно у малого бизнеса. Лидеры есть, но обладают ли они безоговорочной легитимностью? 


Зашел на сайт РОО «Перспектива». Общественная организация создана еще в далеком 2003 году, перечисляются ее многочисленные достижения, львиную долю которых составляют забастовки, митинги и пикеты, много еще разной информации… Отсутствует самое главное: сколько же предпринимателей входит в это общественное объединение? Такой информации на фирменном интернет-ресурсе мне разыскать не удалось. Так чьи же интересы сегодня представляет господин Шумченко? Он утверждает, что микро- и малого бизнеса. Теоретически это около 300 тысяч предпринимателей. А сколько из них реально поддерживают и РОО «Перспектива», и его позицию? 

Согласитесь, есть проблема. Ведь под петициями общественного объединения ставят свои автографы максимум несколько сотен человек. Маловато будет, чтобы выдвигать законодательные инициативы. Да и в целом претендовать на зеркало предпринимательства, вещать от его имени, к чему-то призывать. 

Увы, низкая самоорганизация родного бизнеса всегда являлась определенной проблемой. Но до поры до времени ее решение можно было торжественно откладывать на потом. Чего скрывать: значительных трений между бизнесом и государством не возникало. Были отдельные прецеденты, но ими сложности и ограничивались. Так, иной раз чиновники и предприниматели ворчали друг на друга. Иногда справедливо, иной раз — эмоционально. Но последние два десятилетия частный сектор стабильно развивался. В каждый период были свои сложности, но в целом рынок для коммерческих предприятий только рос. Даже если в целом падал, вниз обычно двигались государственные предприятия. 

Но сегодня экономическая ситуация изменилась. Очевидно, что некоторые парадигмы необходимо пересматривать, модернизировать, совершенствовать, изменять систему стимулов, перераспределяя ресурсы в перспективные направления. И в этих непростых вопросах очень важен поиск консенсуса между государством и бизнесом. А чтобы диалог был полноценный, необходимо, чтобы со стороны частного сектора в дискуссиях участвовали легитимные представители, а не просто общественные активисты. Ведь нередко приходится наблюдать, как они под видом искреннего радения за бизнес просто «нагуливают» себе связи в коридорах власти, набирают популярность, в некоторых случаях попросту лоббируют собственные или дружественные коммерческие интересы. А такой подход не предполагает выдвижения конструктивных позиций. Поэтому и диалог делового народа с властью не всегда проходит гладко и эффективно. 

Увы, в солидные и массовые общественные организации бизнес-союзы и ассоциации, невзирая на вполне приличное их количество, не самоорганизовались. Существуют различные оценки, сколько они объединяют предпринимателей, но однозначно меньше 10%. Словом, с легитимностью существуют определенные проблемы. Как и с выработкой консолидированной позиции тех или иных сегментов бизнес-среды. Эту проблему понимают и сами предприниматели. Скажем, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец не раз озвучивал в разных интерпретациях мысль: необходимо законодательно предусмотреть обязательное членство представителей бизнеса в общественных организациях, которые будут выполнять функцию своеобразного профсоюза для предпринимателей. Они сами будут выбирать себе лидеров, таких структур должно быть несколько, чтобы была здоровая конкуренция, но только таким образом можно активизировать бизнес к полноценной деятельности. И к консолидации усилий по развитию определенных отраслей и сегментов рынка, и к конструктивному и полноценному диалогу с государством, и к активному участию в международных дискуссиях, благо в условиях интеграции вопросов для обсуждения хватает. Кстати, подобным образом события развивались практически во всех государствах. Почему бы не проанализировать и не перенять их опыт?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter