Кто дождется погоды у моря?

В столице Италии с 9 по 17 ноября при поддержке российского Фонда кино проходит 7-й Римский кинофестиваль

В столице Италии с 9 по 17 ноября при поддержке российского Фонда кино проходит 7-й Римский кинофестиваль

Проводит его арт-директор Марко Мюллер, до этого восемь лет руливший Венецией. Марко не раз бывал в России, киноманы помнят его лекции, посвященные итальянскому кино, а российские кинематографисты в эпоху его «правления» на Венецианском кинофестивале увезли оттуда немало призов. Активное участие России в Римском форуме очевидно. Открылся фестиваль фильмом Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря» (копродукция шести стран,  в том числе России, Украины и Казахстана).

Фестиваль проходит в музыкальном центре Auditorium Parco della Musica в северной части Рима, и во всех журналах пишут, что Марко Мюллер намерен создать серьезного конкурента Венеции, но сам арт-директор в интервью заявляет, что в итальянском кинопространстве места хватит всем. А что касается программ, зрителя ждут 59 мировых премьер.

Фондом кино представлены два российских фильма: в конкурсе – «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и в программе «XXI» – «Танец Дели» Ивана Вырыпаева. «Небесные жены», по книге Дениса Осокина, вызвали бурю восторгов у публики. Алексей Федорченко в Италии любим со времен документального фильма «Первые на Луне», отмеченного в Венеции, там же немало наград собрали его «Овсянки». Фильмы режиссера отличает нота пронзительной чистоты, которую он умеет держать, прикасаясь к темам человеческого естества. В центре его внимания – исчезающие из нашей жизни малочисленные финно-угорские народности – с их языком, культурой, бытом. В «Овсянках» это была народность меря, в «Небесных женах» – мари. Федорченко снимает не чисто этнографический фильм, хотя понимаешь, что в кадре присутствует немало того, что сохранили для нас этнографы и фольклористы, и прежде всего исследователи национальных костюмов и обрядов, в 23 новеллах он дает поэтические образы женщин народности мари, в которых не избыто языческое начало. В показе ритуалов, языческих игрищ и быта авторами многое придумано, но фильм пронизан такой любовью к природе и человеку, к женщине как к центру всего сущего, окрашен такой чувственностью, что восторг зрителей понятен. По «красной дорожке» Федорченко со своими лесными красавицами, среди которых Юлия Ауг, Дарья Екамасова, Яна Есипович, шествовал под проливным дождем – заметим, хорошая примета...

В программе «XXI», из названия которой понятно, что фильмы будут посвящены «остросюжетной» современности, представлен фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели» – о танцовщице, которую вдохновляют сцены, происходящие на делийских рынках. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» – конечно, действие семи новелл, разворачивающихся в городской больнице, следует этой ахматовской мысли. В главной роли – Каролина Грушка, в фильме также снимались Игорь Гордин и Ксения Кутепова. Рядом с Вырыпаевым в этой программе такие знаменитости, как Питер Гринуэй, Пол Верхувен, Майкл Алмерейда.

Между тем 11 ноября в рамках фестиваля исполнительным директором Фонда кино Сергеем Толстиковым и главой Дирекции кино Министерства культурного достояния Италии Николо Борелли было подписано соглашение о создании Российско-итальянской киноакадемии. Официальными лицами ее стали российский актер и продюсер Алексей Гуськов и итальянская актриса Мария Грация Кучинотта, которую российские зрители знают по роли девушки Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало». Сергей Толстиков отметил, что создание киноакадемии – свидетельство давно сложившихся добрых отношений между профессионалами России и Италии, и доля итальянского кино в российском прокате в ближайшем будущем составит до 30 процентов. Марко Мюллер рассказал, что основная задача академии – создание совместных проектов, под которые будут выделяться гранты, а также образовательная деятельность и взаимодействие молодых кинематографистов. Кроме того, академия будет способствовать восстановлению и реставрации шедевров кино, которые обретут зрителей в новых поколениях. В рамках фестиваля состоялась премьера итало-российского проекта «Итальянские сюжеты», продюсерскую компанию для которого с российской стороны привлек Фонд кино, а с итальянской – оказало поддержку Министерство культурного достояния Италии. В комедии рассказывается о группе иммигрантов-уборщиков, работавших по ночам на телестудии по производству мыльных опер. Они начали тайно снимать кино про собственную жизнь, и на этом пути их ждал успех. В главной роли – Алексей Гуськов.

В этом году киносмотр проходит на две недели позже, с учетом проведения кинорынка Business Street в Риме, создавая тем самым благоприятную возможность для продвижения фильмов, участвовавших в фестивале, по миру. Погода в Риме хоть и переменчива, но прекрасна. Совершенно невероятно осознавать, что на работу едешь вблизи Колизея, галереи Боргезе и Ватиканских музеев. Общение после просмотров – горячее, знакомств – множество, среди блюд предпочтительны морепродукты с овощами по-римски. Также предлагают пасту, а пиццы не видать. И над всем киногородком витает запах крепчайшего двойного эспрессо...

Рим – Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter