Если поднимается температура на Ближнем Востоке, то вся планета в горячке

Кто дергает за ниточки персидского ковра

Есть известная шутка про то, что если чихает Китай, то весь мир лежит в простуде. По этой аналогии, если поднимается температура на Ближнем Востоке, то вся планета в горячке. Что мы сегодня и наблюдаем. Американская администрация в ультимативной форме потребовала полностью запретить импорт иранской нефти — всем странам без исключения. Тегеран в ответ заявил, что готов перекрыть Ормузский пролив, если сам не сможет его использовать для экспорта нефти. Уже само по себе это способно вызвать международную бурю, ведь через пролив идет примерно 20% мировых поставок нефти. Но еще более накал обстановки характеризует резкая реакция других стран. Турция назвала шаг Вашингтона необоснованным с политической точки зрения, сомнительным с моральной и уж совсем негодящимся с точки зрения поддержания нормальных торговых отношений. Официальный представитель Китая высказался просто, но твердо: «Китай и Иран сотрудничают открыто и законно. Это нужно уважать. Правительство Китая будет всеми силами защищать интересы своих компаний».

Фото РЕЙТЕР

Китай и Турция не единственные, кого задело решение Вашингтона. 

Напомню предысторию этого очередного геополитического обострения. 

В мае 2018 г. США вышли из соглашения по иранской ядерной программе и ввели первые санкции. А с 4 ноября вступил в силу запрет на приобретение нефти у Ирана, грозивший ее покупателям вторичными санкциями. Но тогда США дали отсрочку на 180 дней восьми странам — Китаю, Индии, Японии, Южной Корее, Тайваню, Турции, Италии и Греции. Со 2 мая 2019 г. отсрочка действовать перестанет, предупредил Белый дом.

Американская политика «нулевого импорта» нацелена на то, чтобы окончательно лишить Исламскую Республику финансовых возможностей. Кстати, даже многие сторонники Трампа не понимают, зачем он так упрямо стремится «наказать» Иран. В конце концов, это стабильное и сильное государство удерживает регион в определенном порядке в противовес хаосу. Нынешний глава Белого дома сам критиковал предшественника Обаму за то, что тот тратил силы на ненужные международные акции. Конечно, никуда не делись ставки на одних партнеров за счет других на Ближнем Востоке. Но не ценой же сжигания всех мостов!.. 

Самое большое опасение вызывает возможный выход Ирана из совместного всеобъемлющего плана действий — сделки с шестеркой международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) о сворачивании ядерной программы. Выполнение этого плана снимало с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. 

А как аукнется то, что своим решением Вашингтон задевает стратегические интересы Китая в Ближневосточном регионе? Как считают аналитики, США хотят иметь постоянно действующий рычаг на КНР, и таким рычагом может стать нефть, которую Пекин закупал у Тегерана. Трамп в своем Twitter уже написал, что Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК компенсируют разницу в поставках нефти после полных санкций в отношении иранской нефти. Но всем ли понравится такой передел?

Надо понимать, что Ближневосточный регион в современной мировой политике и экономике представляет собой пестрый персидский ковер с переплетенными глобальными нитями. Помимо богатейших месторождений нефти и природного газа, здесь пролегают стратегические морские, сухопутные и воздушные коммуникации, связывающие Африку и Азию с Европой. Регион представляет собой огромный рынок сбыта вооружений и других товаров, общая численность его населения уже превышает 500 млн человек. Дергать за отдельные ниточки и не ожидать последствий было бы слишком беспечно.

romanova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter